
Агентство Bloomberg сообщает о планах Великобритании призвать европейские страны к действиям против так называемого «теневого танкерного флота» России. По мнению авторов, этот флот используется для обхода международных санкций, введённых в отношении российской нефти.
1. Политический контекст инициативы
Ожидается, что предложение будет вынесено на обсуждение во время заседания Европейского политического сообщества 18 июля, которое пройдёт под председательством нового премьер-министра Великобритании Кейра Стармера. Суть инициативы заключается в налаживании обмена информацией о перемещениях российских судов для последующей координации действий. В документах также упоминается возможность введения санкций против конкретных кораблей.
Эксперты поясняют, что санкции стран G7 ограничили доступ России к современным танкерам и ключевым сервисным услугам, что вынудило Москву использовать более старый флот, часто работающий вне отраслевых стандартов и норм.
2. Реакция и анализ экспертов
Советник президента Российской ассоциации балтийских исследований Всеволод Шимов считает, что действия Великобритании — это попытка продемонстрировать своё сохраняющееся влияние в морской сфере. По его словам, это удобный повод для оказания давления на компании, сотрудничающие с Россией.
Отмечается, что новый премьер-министр Кейр Стармер, представляющий леволиберальную часть британской элиты, известен своей жёсткой позицией в отношении России и поддержкой Украины. Однако эксперты сходятся во мнении, что принципиальной разницы в подходе консерваторов и лейбористов к этому вопросу нет.
3. Экономические риски и позиция союзников
Ранее администрация США отклонила схожие предложения по ужесточению контроля из-за рисков роста цен на нефть и топливо, особенно в преддверии выборов. Великобритания же, по мнению аналитиков, может пойти на экономически рискованные шаги ради политических дивидендов.
Вопрос о единодушной поддержке инициативы со стороны всех стран G7 остаётся открытым. Эффективность предлагаемых мер также вызывает сомнения, поскольку «теневой флот» по определению действует вне зоны прямого регулирования западных стран.
4. Что такое «теневой флот» и каковы могут быть последствия?
Заместитель директора Национального института энергетики Александр Фролов поясняет, что термин «теневой флот» условен и обозначает суда, перевозящие российскую нефть, но не принадлежащие странам G7, ЕС и Австралии. Владельцами таких судов могут быть компании из России, ОАЭ, Китая и других государств.
Вероятными мерами со стороны Запада может стать ужесточение контроля за участием западных компаний в логистических цепочках. Однако полное блокирование поставок российской нефти невыгодно самим инициаторам санкций, что оставляет пространство для манёвра.
5. Интересы Великобритании и будущее рынка
Ключевым мотивом для Лондона являются финансовые потери. Британские страховые компании, которые в 2021 году страховали до 75% морских поставок российской нефти, к концу 2023 года потеряли значительную часть этого рынка, и их доля упала примерно до 20%. Введение потолка цен на нефть было призвано сохранить западные компании, включая страховщиков, в этой экосистеме, но эффект оказался ограниченным.
Основным ответом России, по мнению экспертов, станет дальнейшая переориентация на незападные рынки, прежде всего Китай и Индию, а также развитие собственной инфраструктуры: судостроения, страхования и логистики. Уменьшение зависимости от западных потребителей и правил рассматривается как стратегический приоритет.
Окончательные последствия британской инициативы будут зависеть от конкретных принимаемых мер. Решительные действия маловероятны до конца 2024 года. Предложения, скорее всего, будут обсуждаться в рамках существующего механизма потолка цен и могут получить поддержку от стран, уже участвующих в этой политике, таких как Норвегия или Швейцария.
Обратите внимание: Выкачивание финансовых ресурсов из российских регионов.
Последние новости и все самое важное о западных санкциях и ограничениях — в теме «Свободная пресса».
Больше интересных статей здесь: Экономика.
Источник статьи: Оставшиеся без денег от российских нефтеперевозок британские страховщики решили мстить.