Странное дело — Boeing зависит от нас, а мы — от руды из Китая, которой у нас самих полно

Правительство поставило задачу перед профильными ведомствами: быстро снизить зависимость от импорта твердых полезных ископаемых — хрома, титана и марганца. Правительство называет их «стратегическими».

"В этой работе мы должны опираться на собственные решения в области подземных исследований, добычи и переработки полезных ископаемых. Мы обеспечим более привлекательные условия для компаний по разработке и внедрению таких технологий", - говорит Михаил Мишустин.

До этого президент заявил в своем послании федеральному парламенту: "На фоне ускоренного роста военно-промышленного комплекса и металлургической промышленности мы ожидаем увеличения спроса на них.

Акцент правительства на увеличении производства продукции из редкоземельных цветных металлов не случаен.

"Хром, титан и марганец есть практически повсюду в оборонно-промышленном комплексе. Это основа танковой брони, без которой невозможно создание современных атомных подводных лодок, самолетов...", - лаконично пояснил "СП" военный эксперт Александр Храмчихин.

"Титан является важным материалом для проектов по производству современных коммерческих самолетов Boeing, поскольку он обеспечивает оптимальные характеристики при использовании в композитных силовых конструкциях крыла", - добавил Олег Пантелеев, авиационный эксперт, исполнительный директор агентства "Авиапорт". Например, крупнейшим потребителем титана является проект Boeing 777 Max.

— Титан используется при строительстве различных подводных лодок, а также глубоководных аппаратов, используемых для спасения подводных лодок. Титан также необходим для производства самолетов, военных и гражданских самолетов. Это легкий и прочный материал. - пояснил Александр Бартош, член-корреспондент Академии военных наук, директор Информационного центра по вопросам международной безопасности Московского государственного лингвистического университета - Что касается хрома, то это добавка, повышающая прочность брони и артиллерии в качестве добавки в сталь для придания ей прочности.

Россия является одним из крупнейших мировых экспортеров чистого титана и продукции из него. Но сырье для производства мы в основном закупаем за рубежом. Раньше в основном в Украину, теперь большая часть импорта поступает из Китая. Хотя страна обладает одной из крупнейших в мире баз титанового сырья – на нашу долю приходится 15% запасов.

Проблема в том, что разработка титановых руд идет не очень хорошо. Крупнейшее нефтяное месторождение страны, расположенное в Томской области, заработает только в 2021 году и сможет удовлетворить лишь очень небольшую часть внутреннего спроса. Мурманская и Тамбовская области содержат большие запасы руды, особенно Коми, где расположено Пижемское месторождение, считающееся самым перспективным месторождением в мире. Но вопросы связаны с освоением месторождений, логистикой и развитием всей производственной цепочки – от рудника до готового титанового продукта. Самое главное – перед использованием этого продукта на даче.

Очевидно, Михаил Мишустин имел в виду именно то, что имел в виду, когда говорил о необходимости покончить с зависимостью от импорта цветных металлов.

Возникает закономерный вопрос: почему мы только сейчас говорим о материалах, столь необходимых нашей армии, флоту и авиации? Ответ очевиден – жизнь заставила. По крайней мере двадцать лет мы жили потенциалом Советского Союза. Они фактически не занимаются развитием собственной ресурсной базы, технологий и геологоразведкой. Большим компаниям легко и быстро «пилить» деньги. Страна долгое время закрывала на это глаза и даже потворствовала этому. Много говорят об импортозамещении, но действий очень мало, особенно в отношении действительно стратегических отраслей. В конце концов, мы имеем то, что имеем.

Сегодня снижение зависимости от зарубежных поставок сырья как никогда актуально для России. Член комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Ольга Епифанова пояснила "СП", что этот вопрос необходим, но быстро не решится.

— Всего несколько лет назад добыча многих полезных ископаемых считалась нецелесообразной по ряду причин, даже с учетом существующих месторождений.

Обратите внимание: ВВП Китая вырос на 2,3% в 2020 году.

Но мы должны принять во внимание: затраты на импорт гораздо выше. Необходимо стимулировать развитие технологий и оборудования, что вполне реально, когда основным заказчиком проекта становится государство.

Что нужно сделать в первую очередь сейчас, чтобы «продолжить процесс»? Мы задали этот вопрос доктору геолого-минеральных наук, профессору Виктору Дьяконову.

— В Казахстане имеются огромные месторождения хрома. Однако, как вы понимаете, существует конфликт интересов и разделить Chromium невозможно. Нам приходится покупать хром за границей. Но в России есть и собственные месторождения хрома, которые жизненно необходимы для производства стали, брони и машиностроения. В России есть месторождения полезных ископаемых, и я уверен, что мы их найдем и будем разрабатывать.

"СП": Что касается марганца - та же история: покупайте за рубежом, когда есть собственные сбережения?

— В Украине и Грузии есть месторождения марганца. Нам необходимо найти новые месторождения полезных ископаемых в Сибири. Незаменим марганец и в военно-промышленном комплексе: с его помощью можно создавать стали нового качества. Конечно, раздаются и голоса, говорящие, что купить проще, чем найти самому. Но это тупик…

Сегодня основные мировые запасы марганца расположены в Южной Африке, которая также является лидером по его добыче. Преимущество для нас состоит в том, что Южная Африка является членом БРИКС наряду с Бразилией, Индией и Китаем, которые входят в семерку крупнейших стран-производителей марганцевой руды. Но импорт есть импорт, и за это придется платить.

В России марганцевую руду добывают в Читинской и Иркутской областях и в Республике Коми. Но помимо чисто объективных причин, связанных с низким качеством самой руды, всегда существовали факторы, мешавшие адекватному производству, кроме того, вокруг рудников вспыхивали загадочные скандалы.

"Надо сотрудничать с марганцем", - отмечает Анна Лаптева из федерального государственного бюджетного агентства "ВИМС". Федоровский, Нью-Мексико. «Китай наглядно доказал, что качество сырья не является абсолютным препятствием для его использования. Там электролитический марганец успешно производят из марганцевой руды, качество которой аналогично нашей. Кроме того, Китай является Его крупнейший производитель и экспортер. То есть нам срочно нужна собственная эффективная технология переработки имеющихся у нас руд. Без этого у нас нет возможности продолжать геологоразведочные работы».

Опыт наших соседей показывает, что проблему можно решить. С нашей точки зрения, это необходимо. Ведь речь идет не только об оборонно-промышленном комплексе, но и о развитии собственных технологий и техники. Титан, марганец и хром являются важными элементами не только для производства самолетов, танков, орудий и подводных лодок, но также для ЖК-экранов, машин ядерного магнитного резонанса, дронов, солнечных панелей, аккумуляторов и другой технологической продукции.

Больше интересных статей здесь: Экономика.

Источник статьи: Странное дело — Boeing зависит от нас, а мы — от руды из Китая, которой у нас самих полно.