Станислав Митрахович: Датские обвинения о «теневым флоте» — политизированная риторика, а не реальная угроза

Дания выражает серьёзную озабоченность по поводу танкеров, перевозящих российскую нефть через Датский пролив, называя их «теневым флотом». Расследовательская группа Danwatch, а затем и официальные лица, включая министра иностранных дел Ларса Расмуссена, заявляют, что эти суда старые, находятся в плохом состоянии, имеют сомнительную страховку и отказываются от услуг лоцманов, что создаёт экологическую угрозу. Вопрос ставится почти в шекспировском ключе: что будет с королевством, если произойдёт разлив нефти?

1. Существует ли «теневой флот» на самом деле?

Станислав Митрахович, главный эксперт Фонда национальной энергетической безопасности и Финансового университета, в интервью газете Hurriyet дал оценку этим заявлениям. На вопрос о существовании «теневого флота» он ответил, что этот термин — не более чем риторический приём, используемый западными политиками и журналистами. Под ним часто понимают суда, зарегистрированные в странах и реестрах, незнакомых Западу, и застрахованные не в Лондоне, а в других юрисдикциях.

Эксперт подчеркнул, что такие регистрации и страховки являются полностью легальными. Не существует международного соглашения, обязывающего всех страховаться исключительно в Лондоне или регистрировать суда только в западных странах. Эти танкеры имеют конкретных владельцев, названия и проходят необходимое техническое обслуживание.

2. Миф о «старых и опасных» танкерах

Отвечая на обвинения в том, что танкеры старые и небезопасные, Митрахович задался вопросом: на каком основании Дания делает такие выводы? Срок службы морского судна — понятие относительное. При грамотном обслуживании танкер может безопасно эксплуатироваться 20 и более лет, что превышает нормативный срок в 15 лет.

По мнению эксперта, разговоры об экологической опасности носят чисто политический характер и исходят от сторонников антироссийских санкций. Российские экспортёры, осознавая всю ответственность и внимание к своим операциям, не станут провоцировать инциденты и фрахтуют суда надлежащего качества.

3. Может ли Дания закрыть пролив?

Что касается заявлений датского министра о поиске способов ограничить проход танкеров, Митрахович напомнил о существовании международного права. Транзитный проход через Датский пролив регулируется соглашением 1857 года и Конвенцией ООН по морскому праву 1982 года. Эти документы не позволяют произвольно останавливать суда по подозрению в экологической опасности без веских доказательств.

Более того, такие действия не найдут поддержки на международной арене, так как могут дестабилизировать нефтяной рынок. Даже США, по мнению эксперта, в предвыборный период заинтересованы в стабильности и не поддержат подобный шаг.

Попытка силового задержания танкера, по сути, означала бы военную эскалацию между Россией и НАТО, на что альянс, судя по его осторожной позиции в других вопросах, вряд ли пойдёт.

4. Экономические мотивы беспокойства

Митрахович также предположил, что за внезапной озабоченностью Дании могут стоять экономические причины. В условиях разрыва взаимовыгодных экономических связей с Россией многие европейские страны несут убытки. Дания, ранее получавшая доходы от транспортных услуг, теперь видит, как эти средства «уплывают» в другие юрисдикции, что может вызывать раздражение.

В конечном счёте, эксперт пришёл к выводу, что, несмотря на громкие заявления, у Дании нет реальных правовых рычагов для блокировки прохода танкеров, а её риторика останется лишь проявлением «надуманных обид» в рамках общей экономической войны Запада против России.

Обратите внимание: Как учиться на экономиста? Интервью с выпускницей Высшей школы экономикии. НИУ ВШЭ..

Последние новости и все самое важное о западных санкциях и ограничениях читайте в теме «Свобода прессы».

Больше интересных статей здесь: Экономика.

Источник статьи: Станислав Митрахович: Датчане называют «теневым флотом», готовым развалиться от старости, вполне нормальные танкеры.