Цены на молоко стремительно растут. Привычные товары становятся роскошью, которую не каждый может себе позволить. Сливки, обязательный атрибут праздничного стола, выросли в цене на 19%. Сливочное масло, ключевой ингредиент утренних бутербродов, подорожало на четверть.
Как можно было не подумать, что даже хлеб с маслом являются теперь уже не первой необходимостью, а второй или третьей необходимостью?
После молока подорожало все, что из него делали: сыр, творог, масло. Цена плавленого сыра выросла на 42%.
Самое удивительное, что потребление молочных продуктов в России все же выросло на 6%. Это показывает, что люди до сих пор не могут жить без него. Для многих людей, особенно семей с детьми, это вынужденное решение. Молочные продукты по-прежнему являются важной частью рациона, и даже при таком росте цен отказаться от них просто невозможно.
По данным Международной молочной федерации (IDF), годовое потребление молока на душу населения в России составляет 173 килограмма. Медицинский стандарт – 392 килограмма. На самом деле молоко содержит важные витамины, в основном кальций.
Чистое молоко богато витаминами В2, В12, D и Е, лактозой, фосфором, казеином, селеном, калием, железом, медью, кобальтом, цинком, йодом, ферментами и незаменимыми жирными кислотами. Но самое ценное – это белок, без которого человеческий организм просто не может нормально функционировать.
«СП» запросило у «Союзмолоко» разъяснений по поводу повышения цен. Члены менеджмента сходятся в одном: убогая арифметика отрасли, объясняемая тем, что стоимость молока стремительно растет, оторвана от реальности.
Фермы, сталкивающиеся с ростом цен на корма, топливо и электроэнергию, вынуждены перекладывать расходы на конечных потребителей. То есть на нас.
Что делать дальше? «СП» поднял этот вопрос перед заместителем генерального директора Национального союза производителей молока Марией Жебит.
——На рост розничных цен в 2023-2024 годах большое влияние будет оказывать продовольственная инфляция. Цены на продукты питания в целом за последний год выросли на 10,2%, а на молочные продукты – в среднем на 6,9%. При этом издержки производства растут быстрее, чем цены. За последний год он вырос на 16%.
- «СП»: Какова ситуация с потреблением молочной продукции?
— В этом году спрос растет. В результате мы наблюдаем рост выручки и умеренные изменения цен в магазинах. По предварительным оценкам, потребление молочных продуктов на душу населения в 2023 году вырастет на 3%, достигнув 249 килограммов на человека, что является самым высоким уровнем за последние 28 лет.
Сегодня спрос растет на все виды молочной продукции, в том числе на цельное молоко, сыры и сливочное масло.
«СП»: Фермеры жалуются, что им приходится забивать скот: выращивать его невыгодно и дорого. Какое сейчас поголовье молочных коров в России?
——Все виды племенных ферм по состоянию на начало августа все еще ниже уровня соответствующего периода 2023 года, достигнув 7,54 млн голов. Однако средний надой молока на одну корову в сельхозорганизации с января по июль увеличился на 5% и составил 5331 килограмм.
«СП»: Как контролируется качество молочной продукции?
— Ежегодно Роспотребнадзор исследует около 2 миллионов проб продуктов питания более 7,5 тысяч наименований продукции. Сегодня Россельхознадзор контролирует сырье, используемое на заводе, и количество готовой продукции, выпускаемой через систему «Меркурий.
"СП" решил узнать у Василия Мельниченко, фермера, председателя общественного движения "Федеральный сельсовет" о молоке и о том, что происходит на селе.
«СП»: Василий Александрович, почему растут цены? В деревне не хватает коров?
— Мы забиваем скот. Поскольку закупочная цена молока низкая, хранить его невыгодно. А стоимость очень высокая, давно была 30 рублей. Мы поставили перед государством вопрос о необходимости установить среднюю закупочную цену молока в России не ниже 40 рублей за литр. На самом деле это очень дешево.
«СП»: Мы сейчас покупаем молоко или немолочное молоко?
Обратите внимание: [Интервью] Клининговый стартап Miso стремится стать «eBay в сфере услуг».
Вы можете говорить только правду.— В России всего 7 миллионов голов крупного рогатого скота. Для такой большой страны этого недостаточно. У нас очень мало натурального молока. При этом мы сейчас номер один по сыру. Это здорово! Молока нет, а сыр делаем, и непонятно, что использовать и какие добавки использовать.
То, что мы называем молоком и напитками, в основном производится из порошка, который мы закупаем в основном в Беларуси и Новой Зеландии. Это так называемое восстановленное молоко. Цены растут, поскольку мы снова полагаемся на импорт. А фермеры, производящие настоящее молоко, фактически не получают от него никакого дохода. В Чувашской и Башкирской областях закупочная цена за литр составляет 18 рублей, в Свердловской области — 27 рублей.
«СП»: Что мешает фермерам зарабатывать деньги? Эффективны ли сельскохозяйственные реформы?
— Нам приходится учитывать инфляцию и рост ключевых процентных ставок. Государство само стимулирует рост цен. Кроме того, подорожало оборудование – как собственное, так и импортное. Я не верю, что они стали пить больше молока. По моим данным, скажем три месяца назад, до повышения цен, оно было меньше. В какой стране вы видели, как цены продолжают быстро расти? По их словам, цены останутся на том же уровне как минимум год. Я этого не помню.
«СП»: А как насчет инвестиций в сельское хозяйство?
— Был бум инвестиций в сыроварни. Но посудите сами: до 1992 года поголовье дойных коров в России составляло 18 миллионов, сейчас — 7 миллионов. О чем тут говорить? - заключил Мельниченко.
Однако "Союзмолоко" гарантирует, что на производстве все нормально и даже делает ставку на экспорт.
«Российские молочные компании начали активно выходить на зарубежные рынки. Этот путь чрезвычайно труден.
Рыночная конкуренция, в которой мы заинтересованы, включает игроков из Европейского Союза, США, Австралии и Новой Зеландии, а также Южной Америки. Они наладили логистику, создали необходимую инфраструктуру и имеют успешный, известный бренд. Сегодня российским компаниям необходимо сделать это в условиях потребительской борьбы в Китае и других странах Азиатско-Тихоокеанского региона, Ближнего Востока и Африки», — сообщили «СП» в Национальном союзе производителей молока.
Страна, похоже, готова инвестировать в это. Как нам сообщили на заседании Альянса, открытию внешних рынков должны помочь 100-процентные логистические субсидии, льготные кредиты и возмещение части инвестиционных затрат при строительстве и модернизации экспортно-ориентированного производства сухих молочных продуктов. А как насчет поддержки ферм?
С.П.: Василий Александрович, вы часто посещаете Президентский дворец и Министерство сельского хозяйства. Что они думают?
—— Честно говоря, никто в верхах особенно не озабочен сельским хозяйством. Есть и другие вопросы. Думаю, цены продолжат расти и молочные продукты рискуют превратиться в деликатес.
Больше интересных статей здесь: Экономика.
Источник статьи: Василий Мельниченко: Молоко рискует стать деликатесом.