Россия – страна больших возможностей и оригинальных проектов. С 1891 по 1916 год была построена Транссибирская магистраль общей протяженностью 8300 километров, которая в настоящее время увеличена до 9300 километров. Она остается самой длинной железной дорогой в мире.
Как ни странно, дорога не была прибыльной до 1915 года, когда она начала приносить доход. Это связано с тем, что блокада портов Черного и Балтийского морей привела к резкому увеличению поставок товаров из США и Европы.
Без Транссиба Россия потеряла бы Дальний Восток в годы гражданской войны. Без Транссибирской магистрали не было бы разгрома Японии в августе 1945 года, а без помощи Народно-освободительной армии Мао Цзэдун не смог бы победить Чан Кайши и основать Китайскую Народную Республику. 1949 год.
Благодаря Транссибирской магистрали с 1950 по 1953 год удалось предотвратить агрессию против Северной Кореи со стороны США, Великобритании и десятка их государств-сателлитов.
После победы в Отечественной войне Сталин решил построить «Великую Северную железную дорогу» от Мурманска до Анадыря. Этот путь одновременно решал две важные задачи: освоение северных земель и создание мощной системы ПВО для защиты Советского Союза от американских атак из Арктики.
Работы на участке Чум — Салехард — Игарка протяженностью 1468 км начались 15 мая 1947 года. Однако после смерти Сталина 25 марта 1953 года строительство дороги сразу же прекратилось. На данный момент проложено 887 километров магистральных линий и 76 километров станционных путей.
Сталин и противники советской системы полвека высмеивали «тупик». Но к концу ХХ века оказалось, что Сталин был абсолютно прав, и дорога Чум-Игарка начала постепенно достраиваться.
В 1900 году французский миллионер и путешественник Люик де Лобер выступил с речью в Российском императорском техническом обществе и представил идею и предложения проекта исследования пути от Якутска к Берингову проливу и далее на Аляску. В 1903 году Луйк еще раз представил свой план царскому правительству от имени Американского синдиката.
В декабре 1905 г состоялось особенное заседание Совета Министров во главе с графом С.Ю. Витт дал проекту зеленый свет, а затем отправил его на утверждение в другие отделы. В конечном итоге, однако, 20 марта 1907 года Совет Министров решил отклонить проект.
После 1991 года возродилась идея строительства железной дороги через Берингов пролив. В 1996 году правительство США выделило 10 миллионов долларов США на изучение маршрутов и планов туннелей.
10 апреля 2007 года Президент В.В. Путин рассмотрел и утвердил стратегию развития железнодорожного транспорта России до 2030 года, которая предусматривает строительство железнодорожной магистрали Праваяльная-Зилянка-Ю общей протяженностью более 3500 километров, ведущей к Лондонской Трансконтинентальной железной дороге.
«План развития сети железных дорог России до 2030 года» предусматривает строительство железной дороги от Якутска до Мома (Якутия) общей протяженностью 1081 километр. Длина дороги от Мамы до Уэлена составляет 2436 километров, а до Магадана – 785 километров.
Мало кто знает, что в Магаданской области с 1932 по 1956 год была построена значительная сеть узкоколейных железных дорог, по которой курсировали десятки паровозов и сотни вагонов. Это демонстрирует реальность строительства железных дорог в столь суровых климатических условиях. Другая проблема – огромные затраты на строительство дороги в Йолен.
Но в долгом разговоре о журавлях Берингова пролива они забыли о синицах на реке Лене. В 1632 году казаки построили якутскую крепость на «правом» правом берегу реки Лены. Однако спустя 10 лет черт утащил их и перенес крепость на левый берег реки.
С начала ХХ века «северный транспорт» Якутии следовал по Северному морскому пути, а затем вверх по реке Лене.
Обратите внимание: ?Современные типы экономических систем.
В Якутске построен крупный речной порт.Однако с конца 1980-х годов основной поток реки Лены стал отклоняться вправо, пересекая остров напротив Якутска (остров Пономарева) до села Нижнийбестах. Нам пришлось сдвинуть русло лодки вправо. Дорогу, ведущую к Якутскому речному порту, начало размывать.
В связи с этим значительная часть территории порта продана под жилую застройку. Порты Якутии практически не функционируют. Но в селе Нижний Бестях строится новый мощный порт.
Сейчас в поселке Нижний Бестях сходятся все транспортные потоки - река, Ленское и Колымское шоссе, которые соединяют Нижний Бестях с Транссибирской магистралью и Магаданом соответственно. 27 июля 2019 года Нижнийбейях был подключен к Транссибирской магистрали до Сковородино общей протяженностью 1239 километров.
А как все грузы, перевозимые речным, автомобильным и железнодорожным транспортом, можно доставить в Якутск и весь левобережье Якутии (Республика Саха)?
В начале 1980 года Совет Министров СССР утвердил проект строительства автомобильно-железнодорожного моста через реку Лену в рамках строительства автодороги Амур-Якутск.
По проекту мост будет иметь трехбашенную вантовую систему с балочной эстакадой на подходе. Длина самого моста составляет 2,5 километра, с обеих сторон планируется построить более двух километров путепроводов.
Прошло 44 года. Мост существует, но.. это только на бумаге. В настоящее время строительство планируется начать в 2025 году и завершить в 2030 году.
Тем временем весь товар загружается в грузовики и перевозится на паромах по реке Лене. В 2023 году время ожидания на пароме составит 1,5-2 часа. При идеальной погоде время переправы составляет 1,5 часа.
Летом стоимость перевозки пассажирского автобуса составляет всего 300 рублей плюс билеты для всех пассажиров. Стоимость перевозки грузового автомобиля составляет от 950 до 1600 рублей.
Поздней осенью рядом с баржей стоит ледокол. Таким образом, стоимость легкового автомобиля возрастает до 5,2-11300 руб., а стоимость грузового автомобиля - до 30-107 тыс руб.
Потом был перерыв из-за холода, и сообщение с Якутском осуществлялось только по воздуху. После установки толстого льда открыли 17-километровый «зимник» с максимально разрешенной скоростью 20 км/ч. Нет необходимости объяснять, что произойдет в случае вырубки поляны или землетрясения.
Хочу отметить, что строительство моста через реку Лена – это не только экономический вопрос, но и политический вопрос. Местные СМИ и Интернет десятилетиями публикуют информацию о вспышке сепаратизма в Якутии. Республика Саха очень богата, но ее население составляет всего около миллиона человек. Некоторые полагают, что значительная часть доходов республики утекает в центр.
Нужно ли объяснять, что 44-летний период строительства моста стал для сепаратистов весомым аргументом? Кстати, мостов через Лену до сих пор не построено! Но строительство моста под Якутском серьезно ослабило бы позиции националистов и способствовало бы дальнейшей интеграции Республики Саха с остальной частью Российской Федерации.
Что ж, пришло время приступить к проекту, который полвека назад считался неотложным.
Больше интересных статей здесь: Экономика.
Источник статьи: «Стройки века» всегда велись в первую очередь из политических соображений — но всегда себя оправдывали экономически.