Новое повышение ключевой ставки неизбежно, но этого мало

Опубликованная на прошлой неделе октябрьская статистика, а также операционные данные за первую половину ноября указывают на то, что инфляция снова ускоряется. Так что же делать?

Давайте сначала взглянем на официальные данные по инфляции за октябрь, опубликованные в «Тенденциях потребительских цен» центрального банка. На первый взгляд, все не так уж и плохо. Годовой уровень инфляции снизился, но, как мы уже неоднократно говорили, этот показатель сейчас вообще не несет никакой информации.

на первый взгляд, с текущими темпами инфляции все хорошо (текущий месяц по сравнению с прошлым месяцем, в годовом исчислении и с учетом сезонности; уточнено - саар, из UK Seasonly Corrected Annual Rate). В октябре цены выросли на 8,2% в годовом исчислении, в сентябре - на 9,9% в годовом исчислении, в третьем квартале - на 11,2% в годовом исчислении. Инфляция, похоже, замедляется, хотя и не так быстро, как хотелось бы.

Но, к сожалению, не все так просто. На динамику индекса потребительских цен (ИПЦ) в октябре повлияли компоненты, которые оказали на нее негативное влияние. То есть цена на какой-то товар или услугу падает. Во-первых, это услуги зарубежного туризма. Но это падение было всего лишь незначительным откатом после резкого скачка цен месяц назад. Однако из-за негативного влияния этих факторов ноябрьские темпы роста индекса потребительских цен начинают выглядеть менее плохими.

Компонента ИПЦ, для которой динамика цен подвержена случайным, сильным колебаниям, не сводящимся к сезонности, называется компонентом волатильности, а компонент, для которого такие случайные колебания не характерны, называется стабильным компонентом. Случайные колебания, которые невозможно устранить путем устранения сезонности, затрудняют анализ тенденций, поэтому в таком анализе часто используются индексы, исключающие наиболее изменчивые компоненты.

По мнению центробанка, одним из наиболее информативных показателей является базовый индекс потребительских цен без учета туристических услуг, с которым ситуация выглядит весьма плачевно. В июле этого года он рос в годовом исчислении на 5,8%, в августе – на 9,5%, в сентябре – на 9,6%, а в октябре мы увидели сразу скачок до 13,5%. В результате в среднем за последние три месяца текущий рост базового ИПЦ без учета туристических услуг достиг двузначных цифр – с учетом сезонности 10,8%. Это уже очень серьезный сигнал!

Все указывает на то, что инфляционно-стабилизирующая составляющая вновь демонстрирует восходящий тренд, а это означает, что общий индекс потребительских цен, скорее всего, снова начнет расти. Операционные данные за первую половину ноября подтвердили этот вывод.

Правда, к текущим еженедельным данным по инфляции следует относиться с осторожностью, чтобы не делать далеко идущих выводов, поскольку расчеты основаны на ограниченной корзине товаров и услуг. В результате официальные ежемесячные данные могут незначительно отличаться от еженедельных. Однако серьезные отклонения все еще редки.

Итак, что же мы увидели в недельных данных за ноябрь? По данным Росстата (не исключая сезонности), с 1 по 18 ноября ИПЦ вырос на 0,79%, а в последнюю отчетную неделю (с 12 по 18 ноября) прирост ИПЦ был особенно впечатляющим - 0,37%! Это очень много, даже если учесть, что ноябрьская инфляция обычно превышает среднегодовую, а значит, удаление сезонности несколько снижает показатель (сезонная корректировка снижает показатель, по данным канала TG «Жесткие цифры») с 0,37% до 0,21%, что эквивалентно ежегодный темп роста 11% в годовом исчислении).

Чтобы не увязнуть в сложностях устранения сезонности, сравним недельный темп роста за последнюю отчетную неделю с соответствующим показателем предыдущих лет (т.е. 46-й недели года). За последние 12 лет средний рост ИПЦ на 46-й неделе года составил 0,14%. Наибольшее значение наблюдалось в 2014 году, достигнув 0,25%.

Обратите внимание: Всё новое это хорошо забытое старое?.

В период, когда инфляция была близка к целевому показателю 4% (2016-2020 гг.), Индекс потребительских цен на этой неделе увеличился в среднем на 0,12%.

Подводя итог, если все будет продолжаться так, как есть, то к концу ноября инфляция, скорее всего, превысит прошлогодние 1,11% в месяц, что эквивалентно сезонно скорректированному показателю в 10,2% (напомним, на конец года) в Октябрь. Темп роста составил 8,2%). Тем не менее, наш текущий уровень инфляции снова выражается двузначными числами.

Давайте добавим сюда некоторые из наиболее тревожных фактов, которые мы узнали за последние несколько недель. Согласно ноябрьскому опросу ИНФОМ, инфляционные ожидания населения, резко выросшие месяц назад (годовые инфляционные ожидания выросли с 12,5% до 13,4% в октябре), в ноябре закрепились на этом очень высоком уровне.

Кроме того, согласно «Мониторингу предприятий», опубликованному центральным банком в ноябре, ожидается, что цены предприятий в следующие три месяца (с учетом сезонных колебаний) в ноябре достигнут самого высокого уровня с мая 2022 года. Подобных фактов существует несколько, но мы не будем утомлять читателя их перечислением.

Все это означает, что инфляция в очередной раз превышает прогноз ЦБ: к концу 2024 года мы можем получить инфляцию в районе 9%, хотя в последнем (октябрьском) прогнозе регулятора ожидаемый диапазон составлял 8,0-8,5%.

В свою очередь, это означает, что центральный банк, скорее всего (за исключением чрезвычайных обстоятельств), снова повысит ключевую процентную ставку на своем декабрьском заседании. Ждем 23% и ястребиных комментариев на пресс-конференции. Регулятор уже подал соответствующий сигнал, опубликовав материал о динамике потребительских цен и дав понять: «Для того, чтобы инфляция снова начала снижаться, необходимо дальнейшее ужесточение монетарных условий».

Означает ли нынешний рост инфляции, что жесткая монетарная политика (МЭП) не работает? Объяснение, данное сторонниками этой точки зрения, заключается в том, что инфляция в России носит немонетарный характер (т.е вызвана внешними шоками), а это означает, что монетарные меры борьбы с инфляцией не работают.

На самом деле это не так: помимо внешних шоков, на ускорение инфляции в России влияют и внутренние факторы, против которых направлена ​​жесткая монетарная политика: ускорилась денежная масса, главным образом, за счет крупных кредитов; дефицит, ведущий к росту заработной платы; высокий уровень потребительских расходов; Без жесткой денежно-кредитной политики инфляция была бы выше, и мы вошли бы в инфляционную спираль.

Тот факт, что мы уже вступили в эту фазу, о чем свидетельствует устойчивый рост инфляционных ожиданий, находится на грани превращения в самоисполняющееся пророчество. Поэтому борьба с инфляцией без компромиссов должна быть нашим коллективным приоритетом. Сдерживать инфляцию сейчас важнее, чем недавние цифры роста ВВП. Как только цены стабилизируются, мы все компенсируем.

Сейчас единственным приоритетом, более важным, чем сдерживание инфляции, является оборонный заказ и отрасли экономики, обеспечивающие национальную безопасность (в основном технологическую безопасность.

Однако при правильной поддержке со стороны государства эти сферы полностью невосприимчивы к жесткой монетарной политике. Они даже выигрывают, поскольку более медленный рост в менее важных отраслях снижает остроту нехватки рабочей силы (подробнее в статье «Вверх, вверх, вверх: Почему ключевые ставки резко меняют свою траекторию»).

Генеральный оборонный заказ должен финансироваться непосредственно из бюджета и авансом. Поэтому, если у местного оборонного предприятия не хватает инвестиционных ресурсов или оборотных средств, то это проблема не денежно-кредитной политики, а проблема ее планирования. Взаимодействие с национальными заказчиками.

Кстати, аргумент о необходимости борьбы с инфляцией высказал депутат КПРФ Вадим Кумин на пленарном заседании Госдумы, посвященном "основным направлениям денежно-кредитной политики". Кумин считает, что сдерживание инфляции является «первоочередным приоритетом» и «это бесспорно», однако «остается вопрос, какие методы используются для сдерживания инфляции, и здесь можно и нужно спорить».

Мы полностью согласны с этой позицией. Мы всегда приветствовали усилия центрального банка по борьбе с инфляцией, но в то же время подчеркивали, что такая жесткая денежно-кредитная политика необходима, поскольку центральный банк - единственный институт в нашей стране, который занимается этой проблемой нация. Необходимость в столь жесткой денежно-кредитной политике не возникла бы, если бы страна приняла комплексные меры по борьбе с инфляцией и предприняла шаги в других сферах, дополняющие усилия регулятора (подробнее об этом в разделе «Без принятия единой процентной ставки…»).

Теперь депутат Кумин, представляющий КПРФ, предлагает начать эту работу, начав со встречи в Думе с представителями ЦБ и правительства. Добавим, что к участию могут быть приглашены и представители бизнеса. На такой встрече (или, скорее, в серии таких встреч) действительно можно будет принять меры, которые помогут замедлить инфляцию без чрезмерного ужесточения денежно-кредитной политики.

Но есть одно условие, без которого такие встречи не принесут плодов. Для этого все участники должны понять и согласиться с тем, что сдерживание инфляции является главным приоритетом и должно быть решено как можно скорее. Только тогда диалог будет конструктивным. В противном случае все снова сведется к обвинениям центральных банков в удушении экономики.

Поэтому любая критика центральных банков должна сопровождаться конструктивными предложениями о том, что именно необходимо сделать, а не (или параллельно) с жесткой денежно-кредитной политикой, чтобы гарантировать сдерживание инфляции, и не просто в любой конкретный день, но и в ближайшем будущем будущее – до начала инфляционной спирали.

Так что стандартный совет «давайте увеличим производство товаров» здесь не работает: у нас недостаточно свободной рабочей силы, чтобы быстро увеличить производство гражданской продукции. В большинстве случаев увеличение производства за счет инвестиций в более производительное оборудование занимает слишком много времени, за это время успеет начаться инфляционная спираль, и бороться с инфляцией станет сложнее.


Оригинальная статья


Последние новости о банках, банковских картах, сбережениях и финансовых рынках — в «Темах свободной прессы».

Больше интересных статей здесь: Экономика.

Источник статьи: Новое повышение ключевой ставки неизбежно, но этого мало.