На пленарном заседании Инвестиционного форума ВТБ «Россия зовет!» Президент России Владимир Путин заявил, что основным ответом на вызов инфляции является увеличение предложения товаров и услуг на рынке. В рамках этой цели высокие ключевые процентные ставки, ограниченные бюджеты и более высокие налоги на прибыль станут инструментами, которые прямо или косвенно стимулируют инвестирование средств путем конвертации депозитов и ценных бумаг в инвестиции.
Президент также призвал к согласованным усилиям по борьбе с инфляцией. Он сказал, что центральный банк и правительство обладают «непересекающимися» полномочиями, в том числе в борьбе с ростом цен.
Подробнее о состоянии российской экономики рассказал экономист Андрей Бунич.
— У меня нет четкого подхода к тому, что нужно делать, когда процентные ставки и инфляция высокие. Больше года назад эти показатели были в норме, экономика росла.
Неясно, что произойдет в России в период с августа 2023 года по октябрь 2024 года, что вызовет такой рост цен и ключевых процентных ставок. Любой процесс сначала требует анализа, прежде чем он сможет начать действовать — в этом случае входных данных недостаточно.
Правительство каким-то образом пытается обеспечить кредит за счет собственных средств, например, когда средства предоставляются через Казначейство или отсрочки по уплате налогов предоставляются через налоговый департамент в рамках квазибюджетных расходов.
Кабинет Министров, особенно в рамках изменения шкалы налогов, многое сделал для увеличения доходной части бюджета, то есть сделал все, что на это полагалось.
Но правительство не может полностью заменить центральный банк в кредитовании экономики и может лишь смягчить некоторые факторы.
То есть стимулы кабинета министров, которые могли бы привести к изменению инвестиционных возможностей, налаживанию импортозамещения и появлению новых проектов, фактически сведены на нет из-за отсутствия стимулов со стороны центрального банка.
Мы не видим в последнее время роста промышленного кредитования на фоне кредитного сжатия (мероприятий по сокращению общего объема выдачи кредитов - "СП"). Напротив, выросли чистые потребительские кредиты, что, на мой взгляд, нежелательно, поскольку это выгодно только банкам, а средства предназначены для конкретных проектов.
"СП": Центробанк оправдывает повышение процентных ставок тем, что экономика перегревается.
——Экономический перегрев произойдет тогда, когда страна не сможет сводить концы с концами и получит неограниченные кредиты, когда рынки акций и облигаций начнут необоснованно расти и возникнет торговый дефицит. Например, такие факторы существуют в США.
Когда он перегрет, деньги некуда вкладывать, фондов становится все больше, а реальных проектов нет. Россия придерживается принципа «трати то, что имеешь», поэтому у нас нет перегретой экономики.
«СП»: Какое влияние оказывает нынешняя макроэкономическая ситуация на простых людей?
- напрямую. Цены стабильно растут, и сразу вернуться к предыдущим уровням уже невозможно. Но даже в продовольственной инфляции есть различия. Если кто-то начнет зарабатывать больше денег, а в определенных отраслях зарплаты вырастут, то почему вырастут цены на товары первой необходимости, в том числе на свеклу, масло, капусту, лук и картофель?
Должно произойти обратное. По всем законам экономики та часть населения, которая начинает получать доходы, должна предъявлять спрос на квартиры, автомобили, товары длительного пользования и более дорогие продукты питания. Когда человек получает больше, он тратит по-другому, тратя меньше на ту же картошку.
«СП»: То есть предложение этого дешевого товара на рынке сократилось?
- Конечно, или остается на том же уровне, но кто-то этим пользуется и получает дополнительную прибыль при торговле этими товарами. Возможно, им тяжело зарабатывать на других должностях, поэтому они решают зарабатывать на этих продуктах. Но в целом это нелогичный процесс.
Обратите внимание: Стратегия цифровой трансформации: зачем она нужна и можно ли обойтись без нее?.
Спрос на ту же икру должен вырасти, но ненамного дороже. Это не противоречит теории потребления.«СП»: Как исправить экономические дисбалансы?
— Центральные банки крупнейших стран мира так или иначе вовлечены в процесс экономического развития.
Они не только занимаются денежно-кредитной политикой, но и анализируют происходящее в экономике, участвуют в определении ее приоритетов. В частности, Федеральная резервная система выделяет специальные кредиты на развитие бизнеса. Это масштабные многотриллионные программы, которые напрямую нацелены на различные отрасли экономики. У нас этого нет.
Бороться с инфляцией можно с помощью современных информационно-коммуникационных технологий, которые позволят организовать онлайн-кредитование. Такая система могла бы анализировать информацию о том, в каких регионах будет наблюдаться увеличение спроса на те или иные товары, и на основе полученных данных одобрять онлайн-кредиты производителям, поставщикам и даже импортерам. Это поможет стабилизировать рост цен и удовлетворить растущий спрос.
При этом такие кредиты можно вернуть быстро, т.е без всякого риска, после восстановления баланса между спросом и предложением в конкретной сфере.
Сейчас финансовому рынку нужно больше игроков, не обязательно банков, а мобильных финансовых компаний, которые смогут быстро насытить рынок товарами и услугами. Частные финансовые компании не только дают деньги в долг, но и действуют в рамках факторинга, то есть конвертируют будущие доходы в валюту.
Небольшие финансовые учреждения в регионе могут сотрудничать с мелкими производителями, которые создадут свои собственные местные продовольственные рынки. Если правильно организовать, даже мелкие производители, кооперативы и дочерние хозяйства смогут вместе прокормить целый регион – тогда стране будет легче. Крупные банки заинтересованы в сотрудничестве с крупнейшими компаниями, что нас ограничивает.
СП: Нужно ли повышать участие общественности в инвестиционном процессе?
– Такой рост возможен благодаря небольшим местным компаниям. Местные жители и предприниматели лучше понимают специфику своего региона и региона. Например, есть карьер, где можно добыть стройматериалы, а руководство крупных банков этого не знает. Если местные финансовые учреждения профинансируют карьеры, они смогут начать производить строительные материалы, сняв бремя с крупных производителей и позволяя им сосредоточиться на более крупных операциях.
В целом, Россия нуждается в реформе финансового сектора. Поскольку финансовые рынки станут более диверсифицированными, региональным компаниям станет легче выпускать акции. Я думаю, мы готовы воссоздать рынок ценных бумаг, создав новый сектор, который позволит кредитовать промышленность.
Больше интересных статей здесь: Экономика.
Источник статьи: Нарастить предложение товаров можно за счет диверсификации финансового рынка.