
В ответ на предложения о сдерживании сферы услуг для решения кадрового дефицита эксперты указывают на её ключевую роль в экономике. Алексей Захаров из Superjob высказал мнение, что России не по карману столь развитый сервисный сектор из-за высоких затрат на персонал. Однако другие аналитики с этим не согласны.
1. Зарплаты в сервисе и дефицит кадров
Исследование hh.ru и ПЭК показало, что медианная зарплата курьеров за январь–ноябрь (115 600 руб.) оказалась выше, чем у учителей (47 000 руб.), врачей (88 400 руб.) и даже некоторых IT-специалистов (114 200 руб.). Это отражает рыночный спрос и нехватку работников в логистике и доставке.
Эксперты, опрошенные SP, подчеркивают, что сфера услуг стала неотъемлемой частью жизни, особенно после пандемии. Игорь Николаев, доктор экономических наук из Института экономики РАН, отмечает, что, хотя в России сервисный сектор менее развит, чем на Западе, он важен для экономики. В качестве примера успеха он приводит ОАЭ, которые диверсифицировали экономику, развив туризм и финансовые услуги.
2. Экономическая роль и последствия ограничений
Александр Шепелев из БКС «Мир инвестиций» приводит данные Всемирного банка: в 2023 году на услуги и торговлю в России приходилось 56,9% добавленной стоимости, что ниже мирового среднего (61,8%) и показателей развитых стран (от 62,6% в Германии до 76,7% в США). Развитие услуг — индикатор благосостояния: чем выше доходы граждан, тем больше они тратят на сервис. Таким образом, рост этого сектора не вредит, а, наоборот, отражает здоровую экономику.
Экономист Андрей Бунич указывает на высокое качество российских услуг, например, скорости доставки, которая превосходит европейскую. «Это зрелый бизнес, не надо его ломать, в этом наше преимущество», — утверждает он. Искусственное ограничение сектора, по его мнению, приведёт к росту цен (как уже случилось с такси, где цены выросли на 30% из-за нехватки водителей) и потерям времени для потребителей.
3. Рыночные решения vs. государственное вмешательство
По мнению экспертов, проблема нехватки кадров часто преувеличена и имеет рыночный характер. Бунич задаётся вопросом: если бизнес прибылен, почему бы не направить часть прибыли на повышение зарплат для привлечения сотрудников? Как только оплата труда достигнет конкурентного уровня, люди найдутся. Ключ — в повышении производительности через новые технологии и эффективный менеджмент, а не в административных ограничениях.
Государству, считает Бунич, следует не вмешиваться в рынок труда, а создавать условия для переобучения и мобильности кадров. Дополнительные ресурсы можно найти, привлекая квалифицированных иностранцев или оптимизируя избыточную занятость в госсекторе. Структурные проблемы, такие как неравномерное распределение рабочей силы по регионам, также требуют решения через программы поддержки relocation.
В итоге эксперты сходятся во мнении: сфера услуг — это не обуза, а конкурентное преимущество России, которое нужно развивать, а не «ломать» через жёсткое регулирование.
Обратите внимание: Китай отказывается заключать новые поставки российской нефти. Курс рубля укрепляется. Какой курс ожидать?.
Больше интересных статей здесь: Экономика.
Источник статьи: Сферу услуг нельзя ломать, она является нашим преимуществом.