В своей последней статье я начал говорить о форме экономических отношений, называемой бартер. Большинство людей думают, что бартер остался в прошлом. Говорят, когда не было денег, уже был прямой обмен товарами.
С появлением денег этот прямой обмен товарами стал уходить в прошлое. Но более пристальный взгляд на отечественную и зарубежную историю показывает, что бартер никогда полностью не исчезал. Более того, бартерная торговля время от времени неожиданно возобновлялась.
Например, во время экономического кризиса предприятия накапливают большие объемы непроданной продукции и у них не остается денежных средств. Нет денег на покупку сырья, топлива и энергии, нет денег на зарплату работникам, на уплату налогов и т.д.
Мы воочию видели это в России в 1990-е годы, когда существовал серьезный кризис неплатежей, и компании выходили из кризиса путем бартера. Иногда даже заработная плата работникам выдается в виде «натуральных продуктов».
Бартер также используется в международной торговле. Например, во время мирового экономического кризиса 1930-х гг.
Бартер для внешней торговли также распространен в странах третьего мира. Особенно беднейшие люди, экономику которых называют «монокультурными». Вон те. Один-единственный экспортный продукт. Например, банан. Эти бананы удовлетворяют все потребности страны в импорте.
«Банановая республика» имеет ряд бартерных договоров: «банан-трактор», «банан-автомобиль», «банан-холодильник», «банан-одежда» и др. как правило, за всеми этими соглашениями стоит некая форма соглашения. Международные монополии держат цены на бананы на минимальном уровне. Напротив, цены на встречные товары находятся на монопольно высоком уровне.
Похоже, что самое раннее использование бартерной торговли во внешней торговле в истории моей страны произошло в 1930-х годах. Советский Союз проводил индустриализацию и нуждался в машинах и оборудовании. Часть этих инвестиций приобретается на Западе по бартерным контрактам (наши внебиржевые поставки включают нефть, зерно, лес, руду и т д.). Часть внешней торговли в рамках Совета экономической взаимопомощи (СЭВ) включает также бартерные сделки.
Так называемые «компенсационные сделки» имеют некоторое сходство с бартерной торговлей. Вот как они выглядят. Одна страна поставляет в другую страну комплекты оборудования. С его помощью строится завод. Он начал производить продукцию, часть которой пошла на погашение долгов перед поставщиками оборудования.
Советский Союз активно использовал компенсационные операции в поздний социалистический период (1970-е и 1980-е годы). Все помнят, в частности, завод по производству аммиака, построенный в Советском Союзе американским предпринимателем Армандом Хаммером (Occidental Petroleum Company»).
Он поставил полное оборудование, установил его и запустил производство. Советский Союз платил Хамеру за аммиак, который поставлялся в США и другие страны.
Очевидно, что западные нефтяные компании продавали свою продукцию на мировом рынке в иностранной валюте, в том числе в долларах США, но для Советского Союза сделки с американскими компаниями носили немонетарный характер.
В документах и учебниках международных организаций сочетание классической бартерной торговли и торговли, основанной на компенсационных путях, называется обратной международной торговлей. Материалы ООН свидетельствуют о том, что подавляющее большинство стран участвуют во встречной торговле. В начале этого столетия его доля в общем объеме мировой торговли оценивалась в пределах от 25% до 40%.
Поскольку значительная часть бартерной торговли происходит в «теневом» секторе экономики, точных оценок нет. Как отмечают эксперты, в последние годы доля международной бартерной торговли начала быстро расти. Развитие Интернета способствовало этому.
Если до недавнего времени на налаживание эффективной бартерной цепочки у человека уходило много времени, то теперь эту обязанность взяли на себя Интернет и поисковые компьютерные программы. Экономической мотивацией бартера является экономия денежных средств и снижение торговых издержек за счет установления прямых отношений между производителем и покупателем, минуя обычную цепочку посредников.
Для некоторых стран экономические санкции Запада в виде запретов и ограничений на импорт и экспорт различных товаров стали весьма серьезным мотивом перехода к бартеру. Запад следит за соблюдением таких санкций, контролируя валютные операции.
Гораздо сложнее, если не невозможно, контролировать импорт и экспорт посредством бартера. Страны, которые были (и остаются) объектом большинства западных санкций: Иран, Северная Корея, Венесуэла, Мьянма, Сирия. Россия присоединилась к этому клубу санкционированных стран с 2014 года (после того, как Крым стал частью Российской Федерации).
После 24 февраля 2022 года Россия стала страной с наибольшим количеством санкций. Сегодня их число приближается к 22 тысячам. По мере ухудшения международной ситуации Запад активизировал использование санкционированного оружия. В результате клуб стран, попавших под санкции, расширится. В частности, не будет преувеличением сказать, что в него вступил Китай. В результате в начале декабря 2024 года США ввели санкции против 140 китайских полупроводниковых компаний.
Есть признаки того, что страны, подвергшиеся санкциям, обратились к бартеру как к способу обойти торговую блокаду. Некоторые примеры международного бартера уже существуют. Это недавняя статья, опубликованная на сайте Eurasia Review, «Развитие глобальной бартерной торговли – анализ.
Ее автор Хэ Ян привел оценки экспертов, согласно которым от 20% до 30% мировой торговли осуществляется посредством бартера. Около четырехсот компаний из списка Fortune 500 имеют бартерные подразделения. Кроме того, около 470 000 британских компаний активно занимаются бартерной торговлей.
Обратите внимание: О положении России в мировой экономике.
По данным Международной ассоциации взаимной торговли (IRTA), 65% компаний, котирующихся на Нью-Йоркской фондовой бирже, занимаются бартерной торговлей.Автор статьи привел конкретные примеры бартерной торговли в Китае. В 2019 году Китай обменял пальмовое масло с Малайзией на сумму около 150 миллионов долларов США в обмен на строительные услуги, продукты из природных ресурсов и гражданское оборудование. В 2021 году китайская компания экспортировала в Иран автозапчасти на сумму 2 миллиона долларов в обмен на фисташки равной стоимости.
Очевидно, что китайско-пакистанская бартерная торговля будет активно расширяться. Это взято из статьи «Пакистан намерен расширить бартерную торговлю с Китаем» («Пакистан намерен расширить бартерную торговлю с Китаем»).
Пакистан также имеет некоторый опыт бартерной торговли. В частности, он экспортировал излишки пшеницы и риса в Иран в обмен на востребованные удобрения и железную руду.
Важным событием в Barter World является церемония открытия Трансграничного бартерного альянса (CBTA) и Трансграничной бартерной торговой платформы в 2021 году в китайском прибрежном городе Циндао. Президент CBTA Ван Дуо объяснил важность трансграничной платформы: «Платформа будет предоставлять полный спектр услуг, включая обмен информацией, подбор бизнеса, юридические консультации, управление контролем качества, оценку продуктов и услуг, а также услуги цепочки поставок».
Он добавил: «Эта платформа станет глобальной трансграничной бартерной экосистемой, объединяющей торговую цепочку, цепочку создания стоимости и цепочку поставок». Председатель CBTA также отметил, что платформа стремится использовать новые технологии для тестирования и продвижения новой модели бартерных транзакций. Цифровые технологии будут способствовать бартерной торговле между компаниями в странах, участвующих в глобальной инициативе Китая «Пояс и путь» (BRI).
Россия также, похоже, начинает осознавать важность бартера в международной торговле. Учитывая, что Запад все больше ужесточает антироссийские санкции. Более того, похоже, пришло время перестать увеличивать общее количество санкций против России. Или, по крайней мере, их число будет расти медленнее. Основная ставка Запада – повысить эффективность уже действующих санкций.
С этой целью инструменты вторичных санкций будут все чаще использоваться для нападения на страны, компании и банки, которые намеренно или непреднамеренно помогают России обойти западные санкции. В первую очередь это касается банка, через который осуществляются импортные и экспортные платежи.
Банки многих дружественных и нейтральных стран (Китай, Индия, Турция и др.) прекратили валютные операции, связанные с внешней торговлей России, опасаясь подвергнуться вторичным санкциям. В этом контексте бартер становится реальной альтернативой традиционному импорту и экспорту для России и ее торговых партнеров.
В этом году Минэкономразвития подготовило и выпустило документ «Пилот внешнеторговых товарных операций». Он содержит рекомендации российскому бизнесу по использованию бартерных схем во внешней торговле. Такие операции также требуют нескольких форм документации.
За расширение границ неоднократно высказывались такие чиновники, как председатель Союза промышленников и предпринимателей России Александр Шохин, министр промышленности и торговли, вице-премьер Денис Мантуров, министр экономического развития Максим Решетников и другие официальные лица. Внешнеторговый бартер используется более активно.
Министр финансов Антон Силуанов был более сдержан в вопросах бартера. Он конкретно сказал: "Мы не намерены переходить на бартер, но если наши компании согласятся обменивать товары путем расчета в национальных валютах, то мы не будем этому препятствовать. Но это предложение относится к 2022 году. Летом мы надеялись на это" решить наши проблемы, переместив внешнюю торговлю с запада на восток. Я не думаю, что министр финансов сказал бы это сегодня.
Между Россией и ее дружественными торговыми партнерами продолжаются переговоры, проводятся консультативные встречи для разработки наилучшего бартерного плана.
Нет сомнений в том, что бартерная схема сработает только в том случае, если с обеих сторон будет более одной компании, но их число будет исчисляться сотнями или даже тысячами. Нет также необходимости обеспечивать абсолютный баланс между экспортом и импортом. Но в этом случае это будет уже не чистый бартер, а ликвидация. Возникает вопрос: как восполнить торговый баланс?
Есть много вариантов. Дополнительные товары, поставляемые должником. Или деньги (разумеется, национальная валюта, а не доллары или другие «токсичные» валюты). Или золото. Или денежный перевод. На мой взгляд, последний вариант очень интересный.
Но здесь нужно учитывать, как получатель купюры конвертирует ее в обычную валюту. Этим должны заниматься специально уполномоченные банки, которым будет поручено (или разрешено) отслеживать (обналичивать) такие векселя.
В августе этого года российские и зарубежные СМИ сообщили, что Москва и Пекин ведут переговоры о бартерной сделке: обмене российского металла на китайское оборудование. Об этом сообщает Reuters в статье «Эксклюзив: первый китайско-российский бартер может состояться этой осенью, говорят источники»).
По данным Уральской таможни, в конце сентября в России была зарегистрирована первая бартерная сделка с Китаем. Неназванный бизнесмен из РФ обменял льняное семя на партию бытовой техники из Китая.
Эксперты справедливо отмечают, что бартерную схему в китайско-российской торговле будут использовать преимущественно малые и средние предприятия. Крупный бизнес не будет реализовывать такие планы.
Например, мнение Максима Кузнецова, председателя Делового совета Россия-Азия: «Если говорить о серьёзной истории, то надо понимать, что около 65% продукции, которую мы импортируем из моей страны, — это продукция машиностроения в нашей стране около 65-70% приходится на минеральное сырье. Грубо говоря, когда мы говорим о бартере, мы в большинстве случаев имеем в виду обмен определенного машиностроительного продукта на определенное сырье».
«Инжиниринг» и «Материалы» — это в основном крупные и крупные предприятия. Эксперты ВЭД весьма скептически относятся к тому, что крупные компании будут заниматься бартерной торговлей. Объем таких сделок настолько велик, что затраты неизбежны. Учитывая вышеизложенное, по оценкам экспертов, в лучшем случае 10-15% российско-китайской торговли может быть перенаправлено в бартерную торговлю. Конечно, этого недостаточно.
Есть ли выход из этой ситуации? Конечно, есть. Чтобы бартерная схема была эффективной, в ней должны участвовать сотни или тысячи компаний в каждой стране в качестве консорциума экспортеров и импортеров. Общий процесс бартерной торговли должен управляться специализированными компаниями. Им желательно иметь государственность.
Последние новости и все самое важное о западных санкциях и ограничениях читайте в теме «Свобода прессы».
Больше интересных статей здесь: Экономика.
Источник статьи: В мировой истории было немало случаев, когда разным странам удавалось обходить запреты «гегемона».