
Российские производители нефти, вероятно, будут вынуждены сократить добычу в ближайшем будущем, поскольку возможные санкции администрации Байдена затруднят экспорт «черного золота», сообщает Reuters. В отчете упоминаются имена трех неназванных руководителей компаний-поставщиков, трейдеров и портовых агентов.
Агентство сообщило, что в настоящее время у России имеются излишки нефти, которые она пока не может продать — около 17 миллионов баррелей на танкерах, превращенных в своего рода плавучие хранилища. Более того, продолжается накопление топлива. По данным издания, Goldman Sachs заявил, что к началу лета добыча может увеличиться до 50 миллионов баррелей.
«Сначала сокращения, скорее всего, будут небольшими, поскольку в ближайшие месяцы добыча в России упадет ниже 9 миллионов баррелей в сутки, но они могут ускориться, если нехватка танкеров и перебои с переработкой сохранятся», — сообщил источник агентства».
Хотя официальной статистики по отгрузкам в открытом доступе нет, агентство Reuters проанализировало данные трейдеров и обнаружило, что отгрузки из западных портов России (Приморск, Усть-Луга, Новороссийск) в январе упали на 17% по сравнению с первым месяцем 2024 года. Между тем стоимость фрахта судов для перевозки нефти с Дальнего Востока выросла в пять раз.
Ситуацию осложняет то, что в отличие от США у России мало крупных нефтехранилищ. Кроме того, некоторые из этих районов недавно подверглись атакам украинских беспилотников. Отсутствие крупных нефтехранилищ затрудняет увеличение объемов переработки нефти. Осталось только сократить производство.
Геннадий Шмаль, председатель Союза нефтегазопромышленников России, считает, что статья Reuters имеет политический подтекст.
— Зарубежные институты и СМИ продолжают подогревать энтузиазм в отношении российской нефтяной промышленности, и у них есть на это веские причины. Это происходит уже долгое время. Наши нефтяники продолжают мирно трудиться.
СП: Но нам придется сократить производство?
— Я думаю, мы будем придерживаться квот в рамках ОПЕК+. Он может быть немного уменьшен. Пока не совсем ясно, как будет развиваться ситуация дальше. Комитет по надзору организации должен собраться 5 апреля для разработки долгосрочной стратегии.
Я думаю, что даже если и будет сокращение, то оно не будет слишком большим. Нефтяная промышленность работала напряженно, и добыча достигла 516 миллионов тонн. Я думаю, что цифра должна быть немного меньше — 510-511. Несмотря на это, эта книга дает нам надежду на будущее.
СП: Агентство утверждает, что наши суда испытывают проблемы в портах Китая, Индии…
— Мы экспортируем более 100 миллионов баррелей нефти в Китай не только танкерами, но и по трубопроводу, железной дороге и другими способами. То же, что и в других странах.
Обратите внимание: О положении России в мировой экономике.
Могу с уверенностью сказать, что в наш профсоюз каждый день поступают звонки с просьбами о помощи в закупке российской нефти.Мы также активно ищем новые рынки сбыта — на подходе Африка, рынок которой нуждается в больших объемах нефти и нефтепродуктов.
Если говорить о финансовом аспекте, то к 2024 году себестоимость нашей нефти составит около 67 долларов за баррель, а то и выше. Это показывает, что страны, покупающие у нас нефть, не соблюдают установленный нами для них потолок в 60 долларов за баррель.
СП: Повлияет ли сокращение добычи на цены на нефть?
— Установленный нами ценовой потолок на нефть не снизится, и я не думаю, что он вырастет. Из этого можно сделать вывод, что в ближайшем будущем мы будем продавать топливо примерно по текущим ценам.
СП: Повлияет ли возможный переговорный процесс по украинскому конфликту на рынок нефти?
— В целом, на рынке нефти отражается все: сказал важный человек, заболел, состоялся телефонный разговор крупных политиков... Это будет не так сильно, но какое-то время возможны колебания в 1–2 доллара.
Здесь нужно учитывать, что у нас с американцами интересы отличаются. Они просят увеличить производство и снизить цены, но мы не видим необходимости в снижении цен. Это не только наша точка зрения, но и точка зрения арабских стран, входящих в ОПЕК.
Поэтому обе стороны будут стараться превратить рыночные колебания, которые могут возникнуть в ходе переговоров, в факторы, выгодные для них.
Заместитель директора Национального института энергетических исследований Александр Фролов отметил: «Сегодня Илон Маск заявил, что Reuters финансируется известными институтами с целью введения аудитории в заблуждение, как он сказал.
«СП»: То есть эта информация не совсем верна?
— Россия, безусловно, может добыть меньше нефти по сравнению с прошлым годом. В 2024 году мы превысили установленные квоты на определенные периоды и в ходе переговоров с другими участниками ОПЕК+ взяли на себя обязательство привести объемы добычи в соответствие с положениями соглашения.
Если запланированное увеличение добычи не начнется в апреле, наша добыча нефти может даже снизиться по сравнению с прошлогодними показателями. Теперь Reuters может с уверенностью заявить, что их прогноз подтвердился.
Второй пункт. Ожидается, что с апреля 2025 года в рамках соглашения ОПЕК+ будет частично восстановлено производство в странах, которые ранее осуществили дополнительные сокращения добычи. Однако это решение может быть отложено, если позволят рыночные условия.
Напомню, что первоначально возобновление добычи нефти планировалось начать в октябре 2024 года, однако затем процесс был перенесен на апрель 2025 года и теоретически может быть отложен снова.
В этом случае, если говорить только о сырой нефти и исключить конденсат, наша добыча будет ниже, чем в прошлом году. Если сюда добавить газовый конденсат, то картина становится не такой однозначной.
СП: Создадут ли недавние санкции проблемы для наших партнеров?
— Они, конечно, уже произошли, но, скорее всего, наиболее очевидными они станут в марте 2025 года, когда ограничения, налагаемые этими санкциями, начнут действовать в полной мере. Но в основном они связаны с необходимостью реструктуризации цепочек поставок.
Схожие трудности возникли у наших компаний прошлой зимой, когда им также пришлось реструктурировать часть своих маршрутов из-за аналогичных санкций, введенных в отношении десятков судов. Высказывались также пессимистические прогнозы о том, что российские суда не смогут заходить в порты некоторых стран и добычу нефти придется сократить.
Третий пункт. Эта история — еще один повод задуматься о строительстве стратегических хранилищ нефти, которые, кстати, есть и у США, и у Китая. Этот вопрос поднимался много раз и горячо обсуждался в 2020–2022 годах, но ничего не изменилось. В ходе обсуждений они начали определять, кто должен предоставить финансирование. Может показаться, что это задача для правительства, но бизнес также заинтересован в решении этой проблемы.
Проблема финансирования была переброшена государством на предприятия, как горячая картошка, но так и не была решена. Возможно, настало время всем сторонам более ответственно подойти к этому вопросу и решить его, создав стратегические хранилища, чтобы можно было более деликатно поддерживать баланс на рынке в определенных ситуациях.
Последние новости о рынке нефти и газа, а также о стоимости бензина и дизельного топлива смотрите в разделе «Свободная пресса».
Больше интересных статей здесь: Экономика.
Источник статьи: Происки конкурентов будут бессмысленны, когда в России появятся стратегические хранилища «черного золота».