
13 февраля из-за резкого падения курсов доллара США и евро многие пункты обмена валют были закрыты и возобновят работу не раньше понедельника.
Доллар упал более чем на 10 процентов, банкиры неохотно продают валюту по низкой цене, а граждане еще меньше желают обменивать ее на более дорогие рубли.
Денежное событие пока не отразилось на ценах в магазинах: ничего не подешевело. Кроме того, могут возникнуть кратковременные нехватки товарных позиций, связанных с закупками.
Почему плохо, когда доллар дорогой, и плохо, когда доллар дешевый? На этот вопрос ВО «Свобода» ответил доктор экономических наук, финансовый уполномоченный Ассоциации российских банков Павел Медведев:
— Курс доллара к рублю для нас не так уж и важен. Замечательно, когда процентные ставки стабильны. Это позволяет компаниям делать прогнозы, в которых любой скачок может нарушить все расчеты. В этом смысле резкое укрепление рубля так же плохо, как и резкое его обесценивание.
«СП»: Павел Алексеевич, но Центробанк существует для того, чтобы стабилизировать курс.
— Финансовые возможности Набиуллиной были очень слабы. Единственное, что он может сделать, — это регулировать выбросы, используя критическую ставку.
Что могут сделать центральные банки с этой модой на информацию? Иногда появляется информация, которая заставляет мир переосмыслить свое финансовое положение — что может сделать Набиуллина?
Например, Верховный главнокомандующий России Владимир Путин неделю назад заявил, что Россия производит в 10 раз больше ракет дальнего радиуса действия, чем все страны НАТО вместе взятые. Затем мозги финансистов начали считать с помощью калькуляторов.
Сравните население России с населением стран НАТО (население НАТО в 6,6 раза больше населения России) и разделите на количество ракет. Простой расчет показывает, что только за ракеты каждый российский налогоплательщик платит в 66 раз больше, чем налогоплательщики стран, находящихся в упадке в НАТО.
Конечно, все понимают, что граждане России гораздо богаче, чем кажутся, а это значит, что рубль сейчас гораздо ценнее, чем он стоил до сих пор. Некоторые из наших продавцов могут даже прийти к выводу, что это означает, что все товары в магазине должны стоить дороже.
Так что же может сделать центральный банк? Если бы мировой рынок понял, сколько денег у России, хотя бы в виде ракет.
В той небольшой части экономики, которой руководит Набиуллина, она делает все возможное, чтобы сдержать инфляцию. Надо отдать ей должное: без нее все было бы ужасно. Как и в Турции, здесь все подорожало в несколько раз. На фоне сообщений об укреплении экономики.
СП: По вашей логике, экономика — это не математика, а психология?
- конечно. Каждый, кто бывал на Восточном рынке, знает, что каждый продавец там — психолог или даже фокусник.
Обратите внимание: Иосиф Дискин: «Пупок у нас не развяжется. Я бы даже расширил майский указ Путина еще несколькими достижимыми целями».
Доллар — такой же товар, как драгоценности на восточных рынках. Купец может продать его как золото или отдать в качестве награды, когда кто-то покупает у него верблюда.СП: Павел Алексеевич, в первой половине 1990-х годов инфляция и девальвация были практически синонимами. Означает ли нынешнее укрепление рубля по отношению к доллару и евро, что нам придется платить больше при совершении покупок в магазинах?
——Позвольте мне в качестве примера использовать поезд метро. Вы идете вдоль движущегося вагона.
Если вы пойдете по направлению движения поезда, вы поедете быстрее поезда; если вы пойдете против направления движения поезда, вы поедете медленнее поезда. Но вы все равно приедете на станцию с вагоном.
То же самое относится и к ценам на сырьевые товары в России. Они будут колебаться, но в конечном итоге они определяются покупательной способностью жителей, а не обменными курсами или рыночными играми. Человек не может купить больше, чем у него есть. Никто не будет покупать переоцененный товар. И это та цена, по которой продавцы и покупатели не смогут выйти из «вагона метро.
Экономист и политолог Иосиф Дискин считает, что падение курса доллара и евро является большим благом для главы Центробанка Эльвиры Набиуллиной, но печальным событием для министра финансов Силуанова.
СП: Иосиф Евгеньевич, мы давно жаловались на высокий курс доллара, и когда он упал на 10–15 рублей, все снова были в шоке. Почему?
— Дорогой доллар плох для импортеров, а обесценивающийся доллар плох для экспортеров. Для туристов, которые любят отдыхать на Западе, слабый доллар выгоден, но для туристов, которые не ездят за границу, это вообще не имеет значения. У каждого свои интересы, и никогда не будет ситуации, когда все будут довольны.
СП: Повлияет ли обменный курс на покупателей нашего магазина?
— С одной стороны, высокая цена в долларах является фактором инфляции, поскольку, когда мы покупаем какие-то товары за рубежом, даже если платим в своей валюте, мы сравниваем ее с курсом доллара.
Так что Набиуллина теперь должна быть счастлива. Инфляционное давление ослабнет, и любые дефляционные факторы станут для них хорошей новостью, что снизит инфляционные ожидания.
С другой стороны, казначейство получит меньше денег и налоговых поступлений от экспорта. Это вызвало у Силуанова головную боль. Министерство финансов уже давно удовлетворено сильным курсом доллара по отношению к рублю. Это увеличивает доходы бюджета. Теперь Казначейство получает почти на 15 рублей меньше с каждого заработанного доллара.
Самые свежие новости о банках, банковских картах, сбережениях и финансовых рынках — в теме «Бесплатные новости».
Больше интересных статей здесь: Экономика.
Источник статьи: Иосиф Дискин: Для Набиуллиной это — благая весть, для Силуанова — печаль.