
Многие российские бизнесмены, особенно работающие в реальном секторе экономики, жалуются на засилье китайских товаров на рынке. Зубные щетки, кастрюли, ложки, гвозди, молотки, магниты на холодильник и сами холодильники — все это привозится из Китая. Во всех наших магазинах дешевые товары из Китая заменяют отечественную продукцию.
Справедливости ради следует отметить, что экспансия китайских товаров наблюдается также в США и Европе. Не случайно Китай сегодня называют «мировой фабрикой». Легкая промышленность Китая уже заняла весь евразийский рынок. На самом деле, если оглянуться на десятилетия назад, то все началось именно с нее.
В Италии, которая считается законодателем мод, одежда из Китая в настоящее время активно заменяет местные потребительские товары. Это не означает, что пальто, куртки, рубашки и брюки, произведенные в Китае, менее качественные или стильные, чем произведенные в Италии. Но они стоят гораздо дешевле.
Но это не всегда так. С обувью ситуация иная. Итальянцы поддерживают здесь свой бренд и статус. Их оценивают именно по качеству изделия (кожа, покрой) и стилю. Мужская обувь хорошего качества стоит около 100–120 евро, а женские ботинки — около 140–170 евро.
Конечно, есть и более дорогие варианты, но в самых популярных районах цена на обувь, произведенную в Италии и в тех же зеленых, белых и красных цветах, именно такая.
Китайская обувь стоит в три-четыре раза дешевле и часто продается на базаре, который мы называем «выходным». Покупают его в основном туристы из стран СНГ, албанцы, румыны, молдаване или африканские иммигранты, которым негде похвастаться. Дешево и сердито.
Однако даже при таком подходе китайские производители обуви все равно нашли свой рынок сбыта на Апеннинах. В Восточной Европе их бизнес расширился, вытеснив местные обувные фабрики на обочину. Россия также попала в тиски этого катка.
«Это кожа? Нет, это не кожа»
Почти 20 лет назад «Российская газета» писала, что китайская обувь «убила» не только европейский, но и российский рынок. В частности, Россия ежегодно теряет 1 млрд долларов из-за контрабанды обуви, включая неуплаченные налоги и пошлины. Несмотря на это, отечественные производители обуви по-прежнему предлагали уничтожать контрабандную и поддельную обувь.
Однако на самом деле таможенники передают конфискованный товар в Российский фонд федерального имущества, который перепродает его по заниженным ценам через уполномоченные компании.
В 2018 году SP взял интервью у заместителя председателя Российского союза производителей кожи и обуви Владимира Денищенко из Челябинска. Далее он конкретно рассказал о качестве китайской обуви, которая хлынула в Россию: «Там написано: кожа. Но все края, все срезы подвернуты, прошиты, спрятаны... Потому что большая часть обуви — это не кожа, а спилок (дешевый внутренний слой) с полиуретановым покрытием.
Обратите внимание: Кризис заставил менять курс развития целой страны. Что нас ждет.
И кажется, что нижний слой — кожа, но на самом деле эта «кожа» не дышит, не пропускает влагу и воздух, то есть не обладает ни одним из ценных свойств настоящей кожи».Денищенко тогда же упомянул, что в государственных «Стратегии развития легкой промышленности до 2020 года» и «Плане развития промышленности до 2025 года» поставлена задача производить обувь (преимущественно детскую) из натуральных материалов.
Сейчас мы живем в 2025 году. Что мы видим? Положение отечественной обувной промышленности сложнее, чем в 2018 году. Судя по всему, отрасль никогда не получала никакой государственной поддержки. А наши дети, как и взрослые, продолжают носить китайскую обувь.
Российские предприятия закрываются
В 2022 году генеральный директор Российского союза производителей кожи и обуви Александра Андрунакиевич заявила, что российские обувщики в целом производят лишь небольшое количество обуви. В результате это рыночное пространство быстро заняли азиатские поставщики.
Представители отечественной обувной промышленности также высказались о неправильной политике страны, подписавшей с Вьетнамом соглашение о беспошлинных поставках обуви в Россию. На самом деле это удар по отечественным производителям.
По данным Росстата, в 2024 году в России было произведено 144 млн пар обуви. Кажется, это немного больше, чем 2023 год. Но в то же время сократилось производство кожи и изделий из кожи, в том числе обуви. Производители обуви вновь назвали основной причиной возросшую конкуренцию со стороны азиатских поставщиков.
Владимир Денищенко также является генеральным директором Челябинской обувной компании «Юничел», имеющей представительства в разных регионах страны.
Отвечая на вопросы газеты «Свобода» о реальной ситуации на рынке обуви, он отметил: «За последний год в разных городах закрылось более 20 обувных фабрик. Ранее в этом году компания «Глория Джинс» объявила о закрытии своей производственной базы в России и переносе производства в страны Азии, где компания занимает существенную долю рынка».
«Нет смысла конкурировать с рынком по цене»
Основная угроза для российских производителей обуви исходит от рынка китайской продукции. Данищенко отмечает важные моменты: «Цена такой обуви на 30–50% ниже, чем у российских производителей. Это обусловлено особенностями благоприятного налогового и таможенного регулирования. Рынок стал полноценным игроком, занимая существенную долю, но требования к ним со стороны регуляторов и законы, регламентирующие их деятельность, иные.
Рынки платят меньше налогов, чем традиционные розничные магазины и торговые центры. В данном случае ценовая конкуренция бессмысленна, так как обувь, которую мы производим, рассчитана на массовый рынок, а покупатели очень чувствительны к цене".
Серьезная нехватка кадров
Россия сталкивается с острой нехваткой квалифицированных специалистов практически во всех отраслях. С той же проблемой сталкивается и обувная промышленность. «За последние два года у нас наблюдается колоссальная потеря квалифицированных кадров. Рабочие уезжают, в том числе на оборонные предприятия, — заявил Владимир Денищенко. — В легкой промышленности никогда не было сверхвысоких зарплат, и, несмотря на регулярные индексации, мы не можем участвовать в бесконечной гонке за зарплатами — такого запаса прочности нет».
«Невозможно составить бизнес-план»
Конечно, сапожники также говорили о высоких процентных ставках по кредитам. Данищенко заявил, что повышение пошлин до 28% «затрудняет возможность закупки материалов и комплектующих, необходимых для производства следующей партии продукции». Рентабельность легкой промышленности недостаточна для того, чтобы компенсировать это соотношение».
«В сложившейся ситуации.. невозможно строить планы или даже предсказывать, что произойдет в ближайшем будущем», — заключил Юничел».
Представителям компании часто задают вопросы о перспективах производственных площадок «Юничела» в Златоусте и Оренбурге. Денисенко сообщил СП, что окончательное решение о местах проведения пока не принято. Однако «не исключен вариант продажи бизнеса или недвижимости».
Ранее СП приводило оценки представителей других секторов отечественной экономики, которые также заявили, что в текущих условиях сложно говорить о серьезных перспективах развития.
Подробнее об Уральском федеральном округе читайте в разделе СП-Урал
Больше интересных статей здесь: Экономика.
Источник статьи: Маркетплейсы добивают легкую промышленность страны.