Почему российские пилоты массово уезжают за рубеж: зарплаты, условия труда и системный кризис

Авиационная отрасль России столкнулась с глубоким кадровым кризисом. Проблема уже не в самолетах, а в людях, которые ими управляют. По разным оценкам, от 10 до 20% российских пилотов покинули страну. Основная причина — резкое сокращение парка воздушных судов, но корни проблемы гораздо глубже.

1. Низкие зарплаты и сокращение рейсов

Одной из ключевых причин оттока пилотов является неудовлетворительный уровень доходов. Ситуация усугубилась во время пандемии COVID-19, когда авиакомпании по всему миру, включая российские, начали сокращать рейсы и урезать расходы. В России был выбран особый путь: базовый оклад пилотов был снижен, а переменная часть, зависящая от налета часов, стала незначительной из-за резкого падения количества рейсов. При этом государственная поддержка авиакомпаний в размере 59 млрд рублей в основном направлялась на компенсацию уже выплаченной заработной платы, а не на сохранение доходов специалистов.

2. Масштабы проблемы и зарплатный разрыв

По данным на сентябрь 2023 года, в России работало более 14 280 пилотов. По неофициальной информации, с конца 2022 года отрасль покинули около 2400 человек. Главный магнит для российских специалистов — зарубежные, в первую очередь китайские, авиакомпании, где зарплаты пилотов в 3–4 раза выше. Если в России командир воздушного судна в среднем получает около 3000 долларов в месяц (или 600 тысяч рублей «чистыми»), то за границей его доход может достигать 10–15 тысяч долларов.

3. Условия труда: хроническая усталость и перегрузки

Бывший командир воздушного судна и эксперт по безопасности полетов Александр Романов указывает на катастрофические условия труда. Норма налета выросла с 66 часов в месяц в советское время до 90 часов сегодня. Экипажи сокращены, а графики составлены без учета необходимости полноценного отдыха. Пилоты работают в состоянии хронической усталости, что напрямую угрожает безопасности полетов. Попытки профсоюзов инициировать научные исследования перегрузок были заблокированы руководством.

4. Контраст с зарубежной практикой

За границей подход к пилотам принципиально иной. Там строго соблюдаются нормы отдыха, зарплата чаще всего фиксированная и не зависит от количества полетов. Многие иностранные авиакомпании предоставляют служебное жилье, которое может перейти в собственность после определенного стажа, организуют трансфер из аэропорта и обратно. В России же пилоты часто сами добираются до работы на личном транспорте, неся дополнительные расходы.

5. Пути решения: обязательная отработка или улучшение условий?

Для удержания кадров предлагаются разные меры. Генеральный директор авиакомпании «Победа» Дмитрий Тещук считает, что выпускников летных училищ следует обязать отработать несколько лет в России, а также предоставлять им льготную ипотеку. Авиаэксперт Роман Гусаров отмечает, что в России, в отличие от многих стран, подготовка пилотов бесплатна, и государство вправе ожидать отдачи от своих инвестиций. Однако ключевым вопросом остается не принуждение, а создание конкурентоспособных условий: достойной зарплаты, социальных гарантий и нормального графика работы.

Обратите внимание: Digital-эпоха: переходим на цифровой рубль?.

Таким образом, переход пилотов между авиакомпаниями — общемировая практика. Но в России этот процесс приобрел характер односторонней утечки мозгов и сил из-за системных проблем в отрасли: низких зарплат, тяжелых условий труда и отсутствия долгосрочных перспектив для специалистов.

Больше интересных статей здесь: Экономика.

Источник статьи: Переход летчиков из одной авиакомпании в другую — мировая норма, только бегут не к нам, а от нас.