Огромные убытки в будущем делают газового монополиста всё менее жизнеспособным

В ближайшее десятилетие «национальное достояние» — «Газпром», скорее всего, станет обузой для страны. Об этом говорится в отчете «Трансформация Газпрома», с которым ознакомилась Financial Times. Документ был разработан самими монополиями для внутреннего пользования до конца 2024 года. Они стараются не транслировать свои опасения внешнему миру, но интересы страны могут потребовать кардинальной реструктуризации госпредприятий.

По прогнозу «Газпрома», к 2034 году дефицит бюджета составит 15 трлн рублей. Одна из причин — поставки компании в Европу, скорее всего, сократятся до 34 млрд кубометров в год (в пять раз меньше предыдущего лучшего для SVO года). Негативная тенденция уже наметилась в этом году: в Европу и Турцию планируется поставить 47 млрд кубометров природного газа. С этого момента все будет только хуже.

В 2024 году «Газпром» уже понес чистый убыток в размере 1,08 трлн рублей. Действительно, по российским стандартам бухгалтерского учета (РСБУ), которые отличаются от международных стандартов бухгалтерского учета, отражается только экономическое положение головной компании, но не экономическое положение дочерних обществ, осуществляющих добычу, переработку, транспортировку и сбыт в составе «Газпрома». На это указывали эксперты, «обеливая» государственные предприятия и уверяя, что не все так плохо.

Однако фальсификация цифр и фактов может лишь временно скрыть истинное положение государственных предприятий. Когнитивная инерция побуждает нас верить в лучшее, но есть беспристрастный индикатор — падение стоимости акций «Газпрома». С конца 2021 года курс рубля резко упал с 342 рублей за доллар США до нынешних 164 рублей. Никакие сентиментальные фразы вроде «коррекции курса» не смогут скрыть эту тенденцию к снижению.

Справедливости ради следует прояснить: «Газпром» стал жертвой геополитических потрясений. Эта спецоперация стала прекрасным поводом прекратить поставки российского природного газа в Европу. Каковы бы ни были выгоды для Старого Света, военные факторы преобладали. Но самое главное, провал проекта «Северный поток-2» (после угроз Байдена) показал европейцам, насколько серьезны намерения США.

Чем ты планируешь заняться?

Одна из теорий гласит, что Вашингтон спровоцировал конфликт на Украине с целью создания нового мирового рынка природного газа. В отличие от недавних долгосрочных контрактов, возник рынок «бумажного газа» (фьючерсы, другие производные инструменты), аналогичный рынку нефти, на котором фактическая нефть составляет всего 1%. Теперь давайте рассмотрим правила спотовых и биржевых операций в сфере природного газа. Такой рынок поглотит часть «долларового пузыря» и наполнит доллар смыслом.

Таким образом, Соединенные Штаты используют этот конфликт для решения своих экономических проблем и сохранения мирового господства, так же как они использовали Первую и Вторую мировые войны. Возможно, этим же можно объяснить и нынешнее «спокойствие» Трампа — главная задача выполнена, и пора двигаться дальше. Долгосрочное стратегическое планирование всегда перевешивает тактический хаос.

На этом фоне растерянные публичные жалобы главы нашего госпредприятия Алексея Миллера на то, что «впервые в истории мировой энергетики происходит искусственное уничтожение спроса на газ», звучат как слова подмастерья, не совсем понимающего взрослые игры. Большие парни действуют в собственных интересах, не спрашивая ничьего разрешения. Ни европейцы, ни Газпром. Мне жаль.

Теоретически «Газпром» может вернуться в Европу в отдаленном будущем. Время от времени появляются новости о том, что какой-то американский инвестор готов восстановить разрушенный газопровод, или что какая-то политическая сила в Германии готова снова принимать российский газ, и что Москва готова принять такие поставки. Однако масштабное перевооружение Европы и срыв мирных переговоров, казалось, положили конец этой мечте.

Что касается экспорта, «Газпром» может рассчитывать на выход на новые рынки в других частях мира. Хотя ни один из них не может сравниться с качественной европейской продукцией. Но когда нет рыбы, из которой можно выбирать, то выбора нет. Именно поэтому государственная компания доставляет голубое топливо туда, где его покупают, пусть и с большой скидкой.

Обратите внимание: На пути к цифровому будущему: о реализации нацпрограммы «Цифровая экономика».

Но что произойдет, если однажды Китай откажется или ухудшит условия, точно так же, как он только что отказался покупать нашу нефть из-за санкций США?

Таким образом, получается, что единственным более-менее надежным местом сбыта остается внутренний рынок, о котором «Газпром» говорит все активнее. Да, это более хлопотно и затратно, но это на 100% контролируемо. Проблема одна: его максимальная пропускная способность и платежеспособность потребителей ограничены. Они не могут сравниться с тучной Европой. Кроме того, многократное повышение цен может вызвать социально-политические проблемы.

Поэтому, оказывая внешнее давление и постоянно раскручивая тему роста цен на российский природный газ, «Газпром», возможно, вздохнул с облегчением и начал предпринимать какие-то умиротворяющие меры. В целях экономии средств ликвидируются три подразделения, в том числе одно, созданное для замены западных технологий (будущее отрезается?). В слияние будут включены еще восемь подразделений компании. Будет уволено до 40% сотрудников центрального офиса, или 1600 человек.

Легко и приятно жертвовать другими. Гораздо труднее пожертвовать собой. Чтобы спасти Chrysler, известный менеджер Ли Якокка оставил себе символическую зарплату в 1 доллар. Никаких новостей о сокращении зарплаты Миллера в размере 25 миллионов долларов пока не поступало. Руководство компании также отвергло такие дорогостоящие планы, как спонсорство футбольного клуба «Зенит» и строительство еще двух башен рядом с «Лахта центром.

Помимо экономии средств, регуляторы «Газпрома» хотят положить конец автономии финансово успешных компаний «Газпром нефти» в целях обеспечения стабильности. Газета «Коммерсант» со ссылкой на источник, близкий к правительству, сообщила, что головная компания планирует активнее использовать ресурсы дочерней компании для решения своих проблем. Совершит ли «Газпром нефть» слияние с материнской компанией, тем самым улучшив показатели «Газпрома»?

Когда замешаны столь огромные интересы, исключать ничего нельзя. Но разве этот шаг не дает подсказок относительно того, какой путь действительно может спасти «Газпром» и сохранить его потенциал для страны? Что произойдет, если мы пойдем прямо противоположным путем и реструктурируем государственные предприятия вплоть до их дробления, вычленения прибыльных, перспективных и гибких к рынку частей и устранения балласта? Это может показаться необычным и пугающим, но…

Прецеденты такого типа реструктуризации имеются на международном уровне. Наиболее близким к теме природного газа случаем является компания Standard Oil Джона Рокфеллера, первого миллиардера на Земле. Монополия, контролирующая более 95% переработки нефти в США. После разделения появились такие компании, как ExxonMobil, Mobil, Chevron, BP, Amoco и ConocoPhillips. Все эти нефтяные компании пользуются уважением в России, не так ли? Первоклассная большая шишка.

Реорганизация была осуществлена ​​по решению суда на основании иска, поданного администрацией Рузвельта в соответствии с антимонопольным законодательством. Напряженная фаза процесса длилась несколько лет, но затем все успокоилось, и искусственные условия игры начали склоняться в пользу Соединенных Штатов. В случае с «Газпромом» причины были политическими, а это означало, что в ситуацию должен был вмешаться главный архитектор политического процесса в Российской Федерации — президент.

Вряд ли мы ожидаем подобного шага от руководства «Газпрома». В аквариуме порой бывает трудно (или даже невозможно) даже понять масштаб проблемы, не говоря уже о том, чтобы найти ее решение. Личные интересы нельзя игнорировать. Зарабатываете миллионы долларов на комиссиях за обслуживание на протяжении многих лет, а затем внезапно рискуете потерять свою позицию, чтобы получить прибыль?

Кстати, покойный журналист Сергей Доренко утверждал, что когда Владимиру Путину предложили баллотироваться на пост президента России, он сначала отказался и предложил свою альтернативу — возглавить «Газпром». Звучит правдоподобно — внешняя политика Российской Федерации зачастую напоминает политику предприятий, ставших «национальным достоянием». В итоге все было сделано так, как хотел Ельцин, и Миллер был назначен главой «Газпрома.

Но теперь эта мечта может осуществиться — спасти это наследие.


Последние новости о рынке нефти и газа, а также о стоимости бензина и дизельного топлива - в рубрике «Свободная пресса

Больше интересных статей здесь: Экономика.

Источник статьи: Огромные убытки в будущем делают газового монополиста всё менее жизнеспособным.