1. Ведомство под прицелом
Челябинское министерство транспорта и дорожного хозяйства оказалось в эпицентре масштабной спецоперации федеральных силовиков. На этой неделе волна арестов продолжилась, что позволяет говорить о целенаправленном разгроме всей региональной системы распределения дорожных контрактов. Некоторые эксперты уже характеризуют происходящее как «уничтожение целого правительства» в отдельно взятом субъекте.
2. Хронология задержаний
Процесс начался еще в конце 2024 года с ареста первого заместителя министра Станислава Харченко. Даже его активная общественная деятельность, включая гуманитарные миссии в КНДР, не смогла защитить его от уголовного преследования. В феврале 2025 года следствие добралось до самого министра Алексея Нечаева, а также до бывших руководителей ключевых подрядных организаций — «Южуралмоста» (Геннадий Вильшенко) и «Южуралавтобана» (Александр Зырянов и Константин Зарипов). Срок содержания министра под стражей был продлен до июля. На этой неделе под арест отправились еще трое высокопоставленных сотрудников юридического управления ведомства: Станислав Куликов, Алексей Плюта и Ирина Клементьева.
3. Федеральный почерк операции
Особенностью этого дела является его явно федеральный уровень. Все решения об арестах принимаются московскими судами, а задержания в Челябинске проводят столичные силовики, которые сразу же доставляют подозреваемых в Москву. Это нарушает обычную практику, когда дела рассматриваются по месту совершения преступления. Такой подход выглядит как демонстративная «показательная порка», организованная на федеральном уровне, чтобы ее увидела вся страна. Возникает вопрос: почему местные правоохранительные органы, которые технически могли бы провести эти задержания, были отстранены от процесса?
4. Контекст: от депутата до губернатора
Чтобы понять масштаб происходящего, нужно оглянуться назад. Дорожная отрасль Челябинской области давно является полем столкновения крупных интересов. Ярким примером стало громкое дело депутата Госдумы Вадима Белоусова, которого обвинили во взятке в рекордные 3,25 млрд рублей за покровительство при распределении дорожных контрактов. Хотя приговор в 10 лет лишения свободы был в итоге отменен Верховным судом, сам Белоусов, лишенный мандата, сейчас находится в неизвестном месте, как и его покровитель, бывший губернатор Михаил Юревич, успевший уехать за границу.
Подрядчики также менялись на фоне скандалов. Компания «Южуралавтобан», некогда принадлежавшая ММК, ушла с рынка после претензий налоговой службы на миллиард рублей. Ее место занял «Южуралмост», который почти сразу оказался в центре обвинений в картельном сговоре с участием уже другого губернатора — Бориса Дубровского. И ему также пришлось досрочно уйти в отставку и покинуть страну.
5. Мнение экспертов: система, порождающая коррупцию
Эксперты считают, что аресты были ожидаемы. Инфраструктурный аналитик Яков Гуревич отмечает, что в Челябинской области ни один дорожный проект не имеет должного технико-экономического обоснования, что создает идеальную почву для злоупотреблений. Еще в феврале он предсказывал продолжение зачистки и оказался прав.
Другой анонимный эксперт в дорожной сфере высказал мнение, что, независимо от вины конкретных лиц, эти аресты — сигнал сверху о необходимости работать по-новому. Однако он же признает проблему: в условиях кадрового голода найти новых, чистых и при этом компетентных подрядчиков для масштабных региональных проектов будет чрезвычайно сложно.
6. Голос улиц: гнев и безнадежность
В социальных сетях жители Челябинска активно и эмоционально обсуждают происходящее. Комментарии полны гнева и разочарования: «наши главные чиновники — просто воры», «вот почему у нас такие дороги». Многие видят в арестах «руку Москвы» и задаются вопросом, как долго будет продолжаться разграбление региона. В обсуждениях звучат радикальные предложения — от конфискации имущества у родственников обвиняемых до ужесточения наказаний вплоть до возвращения смертной казни, как в деле директоров Елисеевского магазина в СССР. Пользователи скептически относятся к будущему: «Кажется, у нас никогда не будет метро, везде воры».
Обратите внимание: Киев требует отставки украинского замглавы ТКГ из-за слов о России.
Больше интересных статей здесь: Новости.
Источник статьи: Все больше сотрудников регионального Миндортранса оказываются под арестом. Испугает ли это других коррупционеров в России?.