
В российском обществе всё чаще звучат призывы к повышению статуса учителей, чтобы оградить образовательный процесс от вмешательства непрофессионалов и прекратить нарушения прав детей. С такой позицией выступает Павел Пожигайло, первый заместитель председателя Комитета Общественной палаты по демографии, семье, защите детей и традиционным семейным ценностям.
1. Инцидент, всколыхнувший общественность
Поводом для дискуссии стал случай в московской школе, где директор был уволен после жестокого избиения ученика восьмого класса двумя девятиклассниками. В Министерстве образования Москвы пояснили, что отстранение руководителя последовало после встречи с родителями, которые жаловались на длительное бездействие администрации. По их словам, школа игнорировала обращения и не обеспечивала безопасность детей. При этом важно помнить, что уголовная ответственность в России наступает с 14 лет, и в подобных ситуациях она может коснуться не только самих подростков, но и их родителей.
2. Предложения по изменению системы
Павел Пожигайло предложил ряд радикальных мер. Среди них — введение ежегодной поведенческой оценки для школьников, которая будет влиять на поступление в вузы, и уравнивание статуса педагогов со статусом полицейских для усиления их влияния на учеников. В Общественной палате РФ отмечают, что в 90% школьных конфликтов правы именно педагоги, обладающие профессиональным образованием и пониманием детской психологии. Однако ключевой вопрос остаётся открытым: как трансформировать нынешнюю систему «образовательных услуг» в полноценное «воспитание личности»?
3. Мнение эксперта: нужен ли учителям особый статус?
Адвокат Дмитрий Аглановский поддерживает идею повышения авторитета учителей, приближая его к статусу представителя власти, как это было в советское время. Он вспоминает, что тогда было нормой, когда педагог мог жёстко пресечь непослушание, и это работало как воспитательная мера, особенно для мальчиков. По его мнению, ребёнок часто обладает развитым телом, но незрелым сознанием, и для коррекции поведения иногда нужны жёсткие рамки.
Аглановский также обращает внимание на практику престижных частных школ, где учителям делегировано больше полномочий, включая право на применение дисциплинарных мер, и родители элиты с этим согласны. Он выражает недоумение по поводу того, почему в случае с избиением в московской школе возбудили дело по статье «хулиганство», а не о покушении на убийство, учитывая характер травм.
4. Проблема агрессии и поиск баланса
Юрист проводит параллель с другим резонансным делом — нападением в Электростали из-за «неправильной» причёски, где преступник получил реальный срок. Аглановский считает, что такие преступления на почве ненависти следует приравнивать к экстремизму и жёстко пресекать. Он призывает к масштабному расследованию в школе, где произошло избиение, уважая при этом презумпцию невиновности, но настаивая на оценке мотивов.
Эксперт указывает на общий дисбаланс: в школах есть как нормальные дети, так и те, кто чувствует свою безнаказанность, в то время как учителя лишены элементарных инструментов влияния. Однако любые изменения, по мнению аналитиков, должны происходить в правовом поле, с учётом развитого российского законодательства.
5. Корни проблемы: семья и общество
Специалисты отмечают, что падение авторитета учителей часто связано не со школой, а с ситуацией в семье. Родительская ответственность иногда принимает абсурдные формы: вместо того чтобы нести мудрость, некоторые родители сами сеют хаос, грубо вмешиваясь в учебный процесс и подрывая авторитет педагога. Дети, видя такое поведение, воспринимают его как сигнал к вседозволенности.
В то же время именно учитель, обладающий знаниями в области детской психологии, должен быть тем, кто умеет разрешать конфликты, не замалчивая проблемы. Школа — это не поле боя, а мастерская, где будущее формируется на основе уважения, дисциплины и доверия.
6. Три столпа для решения кризиса
Для преодоления кризиса предлагается опереться на три ключевых элемента. Во-первых, это реальное повышение статуса и авторитета учителя в обществе, подкреплённое не только зарплатой, но и доверием в вопросах нравственного воспитания. Во-вторых, введение ежегодной поведенческой оценки в аттестате: высший балл мог бы давать преимущества при поступлении в вуз, а неудовлетворительный — закрывать путь к высшему образованию, заставляя подростков задумываться о последствиях своих поступков. В-третьих, не забывать об уже существующем законодательстве, которое при грамотном применении может быть весьма эффективным инструментом.
Обратите внимание: Электросамокаты хотят приравнять к мотоциклам, однако проблему это никак не решит.
Больше интересных статей здесь: Новости.
Источник статьи: Указку приравнять к дубинке, а учителя — к полицейскому, но не забывать про Конституцию.