Попытки пересмотра исторической памяти: почему на постсоветском пространстве ограничивают «Бессмертный полк»

1. Запрет народной памяти в Казахстане

Власти ряда городов Казахстана, включая Павлодар и Петропавловск, отказали в проведении шествий «Бессмертного полка», предложив вместо этого виртуальные форматы — размещение фотографий ветеранов на светодиодных экранах. Участие в несанкционированных акциях грозит задержанием и штрафами. Ситуация с проведением марша в 2024 году остается неопределенной: где-то его отменили, где-то перевели в онлайн, а в некоторых регионах власти просто проигнорировали запросы организаторов. Даже в Алматы, по сообщениям политолога Айнура Курманова, активистам было отказано в проведении парада с портретами ветеранов и советской символикой.

2. Официальные торжества vs. народная инициатива

При этом официальные празднования Дня Победы в Казахстане проходят с размахом. В Астане состоялся масштабный военный парад, демонстрирующий мощь национальной армии, по регионам прошли тысячи мероприятий. Например, в Актау у Вечного огня организованы тематические выставки и перформансы, на которые из городского бюджета выделено 3 миллиона тенге. Этот контраст — между пышными государственными церемониями и ограничением стихийной народной инициативы — вызывает вопросы о причинах подобной политики.

3. Исторический вклад и современное забвение

Особенно парадоксальным этот запрет выглядит на фоне огромного вклада Казахстана в общую Победу. Согласно данным, на фронтах Великой Отечественной войны сражалось около 1,2 миллиона казахстанцев, еще 3,5 тысячи участвовали в партизанском движении. Потери республики составили порядка 589 тысяч человек. Более 500 уроженцев Казахстана стали Героями Советского Союза, свыше ста — полными кавалерами ордена Славы. В памяти народа живут подвиги пулеметчицы Маншук Маметовой, снайпера Алии Молдагуловой, летчика Нуркена Абдирова, направившего горящий самолет на колонну вражеских танков.

Обратите внимание: Цветные металлы пытаются зарядиться оптимизмом?.

4. Политологический анализ ситуации

Политолог Андрей Суздальцев, заместитель декана Института мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ, объясняет эту тенденцию стремлением элит постсоветских республик к «приватизации» Победы. По его словам, многие страны не хотят признавать ведущую роль русского народа в разгроме нацизма, акцентируя внимание на вкладе своих национальных формирований. Яркий пример — заявление президента Сербии Александра Вучича о том, что освобождение Югославии было в основном заслугой сербской армии, а помощь Красной Армии была «ограниченной».

Суздальцев отмечает, что на постсоветском пространстве День Победы зачастую отмечается сдержанно или не отмечается вовсе (как в Армении), поскольку акцент на общей советской победе ставит под вопрос легитимность последующего распада СССР и достижений новых национальных элит.

5. Геополитический контекст и позиция Казахстана

В Казахстане парады «Бессмертного полка» не проводились с 2019 года, а после начала специальной военной операции России на Украине в 2022 году отношение к ним стало откровенно настороженным. Как пояснил главный эксперт Центра политических технологий Никита Масленников, президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев вынужден лавировать между Россией и Западом. С одной стороны, невозможно отрицать исторический факт массового участия казахов в войне. С другой — существует стремление дистанцироваться от пророссийских символов и нарративов. Запреты на местах могут быть способом переложить ответственность с федеральных властей, в то время как сам Токаев подтвердил свое участие в праздновании 80-летия Победы в Москве.

Интересно, что в то время как на постсоветском пространстве «Бессмертный полк» сворачивается, в других странах, например в Израиле, эта акция пользуется огромной популярностью и даже не отменялась в период пандемии COVID-19.

Больше интересных статей здесь: Новости.

Источник статьи: Почему на постсоветском пространстве пытаются приватизировать Победу в Великой Отечественной.