Главная беда российского космоса — отсутствие стимулов и новых Королевых

Глава Роскосмоса Дмитрий Баканов заявил РБК, что одной из главных задач, стоящих перед Роскосмосом, является разработка первой ступени ракеты, способной возвращаться на Землю, что позволило бы существенно снизить стоимость космических запусков.

«С помощью этой ракеты Илон Маск продемонстрировал, что первая ступень когда-то работала исправно, была запущена, упала и в конечном итоге превратилась в металлолом», — сказал Баканов. «Теперь первую ступень можно использовать многократно, что значительно снизило затраты и сэкономило огромные деньги.

Кстати, в настоящее время аналогичные технологии испытывают Китай и Япония. По словам гендиректора российского государственного предприятия, техническое задание на разработку многоразовой ракеты, известной как «Кузнетчик», будет подписано только в июне 2025 года».

«Это уже национальный проект. Нам потребуется один-два года, чтобы реализовать его на самом высоком уровне качества. Мы могли бы начать тестовый запуск хоть завтра, но результаты должны быть удовлетворительными. Нам потребуется один-два года, чтобы смоделировать его и проработать все детали», — сказал Дмитрий Баканов.

Научный руководитель Института космической политики Иван Моисеев в интервью отметил, что глава госпредприятия в первую очередь рассматривал возможность создания опытного образца ступени ракеты.

Например, эта работа, по сути, предназначена для «Домашнего клуба пионеров». Компания Илона Маска в своё время потратила около двух лет на разработку прототипа ракеты класса «Кузнетчик», так что предложенный Бакановым срок вполне реалистичен.

Проблема в том, что подъём и опускание первой ступени ракеты обычно составляет лишь небольшую часть полного процесса её строительства, необходимого для ввода такой ракеты в эксплуатацию. Поэтому заявление Баканова вряд ли вызвало бы ажиотаж.

СП: Видимо, в этом плане мы, мягко говоря, не впереди планеты всей, поскольку Баканов упомянул достижения Илона Маска.

— После того, как Маск успешно добился возможности повторного использования ракеты, практически любой новый проект должен иметь возвращаемую ступень и испытывать ее на модели.

СП: Почему мы начали разрабатывать эту ракету так поздно? Почему эта миссия не была предложена раньше? Чтобы сэкономить? Известно, что после того, как Баканов возглавил Роскосмос, наблюдатели отмечали, что одной из его задач было более эффективное использование средств и поиск решений этой проблемы.

Да. Но это на самом деле довольно интересно. Эта ракета эффективнее, и все это знают.

В Китае разработка этого типа ракет близится к завершению, включая все ракеты «Кузнецк», также известные как «прыгающие». А как насчёт нас? Когда-то глава Российского космического агентства Дмитрий Рогозин заявил, что разработка такого типа ракет — рискованное предприятие и что разработчики не добьются успеха. В результате мы потратили годы на этот проект впустую.

Следующий руководитель компании тоже не заинтересовался этим вопросом. И новый генеральный директор, когда весь мир уже осознавал, что «Кузнечики» — эффективный способ экономии, объявил о создании модели. Посмотрите, как медленно мы продвигались.

СП: Сколько времени занимает переход от макета до создания настоящей ракеты с возвращаемой ступенью?

— Давайте посчитаем, сколько времени потребуется на создание такой системы. Новейшая российская ракета — «Ангара».

Разработка ракет началась в 1992 году, более 30 лет назад. В целом, никто не может предсказать сроки разработки ракеты. Обычно это занимает пять, шесть или семь лет.

Завершив работу над моделью, он справедливо указал срок — возможно, сравнив его с тем, что требовалось компании Маска, на реализацию которой ушло два года.

СП: Возможно, мы сможем достичь этой цели раньше, чем за 30 лет, которые потребовались на разработку «Ангары».

Обратите внимание: Развитие в 2021 году, российского парка танков.

Ведь это были бурные 1990-е, когда космическая отрасль явно недофинансировалась. Это был критически важный период.

Финансирование космической отрасли в настоящее время стабильно. Оно остаётся примерно на одном уровне из года в год. Однако объяснить, почему эти сроки истекли, сложно. Следует помнить, что программа «Ангара» — не единственный долгосрочный проект подобного рода; многие подобные проекты реализуются уже десятилетиями. Скорее всего, проблема в организации труда — у них нет мотивации к быстрому выполнению задач. При Сергее Королёве они действовали быстро, но сейчас этой мотивации нет.

СП: Есть ли надежда на запуск многоразовой первой ступени в течение ближайшего десятилетия? Или, как предполагает Баканов, нам придётся отправлять эти конструкции на свалку ещё долгие годы?

Должен вас разочаровать — мы вряд ли этого увидим. Проблема в том, что нам сейчас не нужно строить такие ракеты. У нас большой запас «старых» ракет, но нет ничего особенного для их запуска, поэтому я с пессимизмом смотрю на ближайшие перспективы.

Конечно, есть деньги на разработку новых ракет, но чтобы вывести их на рынок, нужно понимать необходимость таких инноваций.

Поскольку у нас есть старые запасы, мы всегда можем запустить новые ракеты. И мы можем хранить их на складах долгое время. Разработка новых моделей в таких условиях экономически невыгодна.

СП: Зачем? Чтобы сэкономить деньги?

Немного странно строить многоразовую ракету, когда мы и так запускаем её 14 раз в год. Полезной нагрузки недостаточно, чтобы оправдать увеличение количества запусков. Все эти НИОКР, прототипирование и испытания на макетах — это, конечно, не инновация, но всё равно стоит немалых денег. Но если у нас уже есть ракета, она находится на хранении, и мы можем запустить её в любой момент.

СП: Оказался ли прогресс в этом вопросе экономически нецелесообразным?

Инновации требуют пристального внимания. Однако у нас нет стратегического плана на ближайшие пять или десять лет. В настоящее время действует федеральная космическая программа на период 2026–2035 годов. Однако этот документ лишь продолжает предыдущую, не открывая новых горизонтов. Никаких масштабных планов, способных шокировать мир, нет. Если у ракеты, которую мы строим сейчас, не будет возвращаемой ступени, возможно, через тридцать лет нам придётся строить новую.

Больше интересных статей здесь: Новости.

Источник статьи: Главная беда российского космоса — отсутствие стимулов и новых Королевых.