Топливный кризис в России: рост цен, дефицит на АЗС и роль атак на НПЗ

В России набирает обороты топливный кризис, проявляющийся в резком росте биржевых и розничных цен, а также в перебоях с поставками бензина на заправочные станции в ряде регионов. Ситуация требует детального анализа причин и последствий.

1. Рекордный рост биржевых цен

На Петербургской бирже 3 сентября были зафиксированы исторические максимумы. Стоимость тонны бензина АИ-95 для европейской части страны достигла 82 382 рублей, а АИ-92 — 70 645 рублей. Аналогичная тенденция наблюдается и в других макрорегионах: на Дальнем Востоке цена превысила 76 тысяч рублей за тонну. По данным аналитиков, за год оптовые цены выросли на 14–20%, что неизбежно ведет к удорожанию топлива для конечного потребителя.

2. Дефицит и рост цен в регионах

Кризис наиболее остро проявился в Приморском крае в конце августа, где литр АИ-95 на частных АЗС достигал 78–80 рублей. На станциях «ННК-Приморнефтепродукт» с более низкими ценами выстраивались многочасовые очереди. Власти края объяснили ситуацию повышенным экспортом топлива, летним всплеском спроса из-за уборочной кампании и туристического сезона.

Приморский топливный союз обратился в федеральные органы власти, указав на резкое сокращение объемов продаж с дальневосточных и сибирских НПЗ. Например, поставки АИ-92 с Комсомольского НПЗ упали на 30%, а с Ангарской НХК — на 57%. В ответ правительство ввело временный запрет на экспорт бензина и договорилось о закупках у Белоруссии.

3. География проблем: от Сибири до центральной России

Хотя в Приморье ситуация временно стабилизировалась, волна кризиса накрыла другие территории:

  • Сибирь и Дальний Восток: В Иркутске цена на АИ-95 растет на 30 копеек в неделю. В Хабаровском крае, Советской Гавани и Ванино в начале сентября возник острый дефицит, образовались очереди. В Чите за август АИ-95 подорожал с 65,2 до 73,1 рубля за литр.
  • Центральная Россия: В Саратовской области в начале сентября фиксировались перебои с поставками АИ-95 и АИ-92, а цена достигала 75 рублей за литр. Власти ссылаются на «логистические сложности».
  • Новые регионы и Крым: В ЛНР официально признали падение запасов из-за сбоев в логистике и ударов по инфраструктуре. В Крыму и Севастополе в конце августа также были перебои, особенно с АИ-95, но к 3 сентября запас топлива удалось восстановить.

В социальных сетях и Telegram-каналах распространяется информация о возможном введении карточек на бензин в Забайкалье и Крыму, однако официального подтверждения этим слухам нет.

4. Комплекс причин кризиса

Сложившаяся ситуация обусловлена несколькими ключевыми факторами:

1. Снижение рентабельности НПЗ. В 2025 году сократились государственные выплаты нефтяным компаниям в рамках демпферного механизма, который компенсировал разницу между внутренними и экспортными ценами. Это сделало переработку нефти для внутреннего рынка менее выгодной.

2. Сезонный фактор и плановые ремонты. Летний всплеск спроса со стороны сельского хозяйства и туризма совпал с плановыми остановками ряда заводов на техобслуживание.

3. Атаки беспилотников на нефтеперерабатывающие заводы. Этот фактор играет значительную роль. В августе и начале сентября ударам подверглись НПЗ в Сызрани, Самарской, Рязанской, Саратовской областях и Краснодарском крае. Например, пожар на Новошахтинском заводе нефтепродуктов тушили шесть суток. Эти атаки приводят к внеплановым простоям и сокращению объемов переработки, что напрямую влияет на предложение топлива на внутреннем рынке. Восстановление поврежденных предприятий может занять значительное время.

Федеральные и региональные власти заявляют о мерах по стабилизации ситуации к концу сентября. Однако сохраняется риск новых атак на объекты топливно-энергетического комплекса, что может усугубить кризис.

Обратите внимание: Пенсионеры и получатели детских пособий лишены возможности получать выплаты на карты visa и mastercard.

Последние новости о рынке нефти, газа, а также стоимости бензина и дизеля, — в теме «Свободной Прессы».

Больше интересных статей здесь: Новости.

Источник статьи: О причинах топливного кризиса в России можно долго спорить, но факт ущерба от атак украинских БПЛА на НПЗ отрицать невозможно.