Павел Шапкин: Как новые законы и метанол с незамерзайки приводят к всплеску смертельных отравлений суррогатным алкоголем

В Ленинградской области произошла новая трагедия, связанная с массовым отравлением суррогатным алкоголем. Количество жертв, употребивших напиток на основе смертельно опасного метилового (древесного) спирта, стремительно росло в течение дня: с семи до девятнадцати человек.

По данным следствия, к производству подделки могли быть причастны супруги-пенсионеры, у которых дома обнаружили пустую тару и канистры со спиртом. По одной из версий, одна из подозреваемых также пострадала от выпитого суррогата. Возбуждено уголовное дело по статье о причинении смерти по неосторожности.

1. Статистика и корень проблемы

Эксперты отмечают, что в России ежегодно от алкоголя умирает около 10 тысяч человек, причём примерно десятая часть этих смертей приходится на отравления суррогатами, а остальные — на последствия употребления легального, но чрезмерного количества спиртного.

Руководитель Центра разработки национальной алкогольной политики Павел Шапкин в интервью объяснил, почему в 2025 году можно ожидать роста подобных трагедий. По его словам, этому способствовали два ключевых события.

2. Почему суррогатов стало больше?

Во-первых, ужесточился контроль за оборотом медицинского спирта, который ранее часто использовался для изготовления нелегальной алкогольной продукции. Лишившись привычного сырья, подпольные производители начали искать альтернативные источники.

Во-вторых, с лета 2025 года вступил в силу закон, запрещающий использовать метанол при производстве автомобильной «незамерзайки». Теперь для этих целей разрешён только более дорогой изопропиловый спирт.

Это создало парадоксальную и опасную ситуацию. На складах остались огромные объёмы дешёвого метанола (около 5 миллиардов литров ежегодно шло на «незамерзайку»), от которого владельцы теперь стремятся избавиться. Метанол и этанол (пищевой спирт) визуально, по запаху и даже на вкус практически неотличимы для обычного человека. Смертельная доза метанола составляет всего около 30 граммов, а симптомы отравления (такие как слепота) проявляются с опозданием, когда спасти человека уже почти невозможно.

В результате бутлегеры, сами того не желая, могут по ошибке купить и разлить смертельный метанол вместо относительно безопасного технического этанола.

3. Как обезопасить себя?

Павел Шапкин дал несколько практических советов, как минимизировать риски:

  • Покупать алкоголь только в проверенных магазинах, где работает система ЕГАИС, гарантирующая легальность продукции.
  • Избегать покупки крепкого алкоголя на маркетплейсах и не доверять сомнительным подаркам в виде бутылок.
  • Быть осторожным в барах и ресторанах. Даже владелец заведения может не знать, что недобросовестный бармен подменил дорогой напиток на суррогат. Эксперт рекомендует заказывать крепкие напитки в маленьких, запечатанных бутылочках (по 50-100 мл) и просить открыть их при вас.

Проблема требует системного решения. Хотя с 1 сентября в законе появилась норма, обязывающая правительство установить специальные требования к маркировке опасных спиртов (например, добавлять краситель или отдушку), когда эти меры заработают на практике — неизвестно. А пока миллионы литров смертельного метанола ищут своего потребителя, создавая почву для новых трагедий.

Обратите внимание: Вакцина против covid-19 не сможет положить конец пандемии.

Больше интересных статей здесь: Новости.

Источник статьи: Павел Шапкин: Владелец ресторана может не знать, что бармен продал налево бутылку дорогого напитка и подменил её суррогатом.