От Сибири до Абхазии: история пенсионера из Германии, нашедшего свой рай

История Виктора Мюллера — это путь длиною в жизнь, полный испытаний и поиска своего места. Будучи поволжским немцем, он пережил депортацию семьи в Сибирь после начала Великой Отечественной войны, а в 90-е годы, после распада СССР, уехал на историческую родину в Германию. Однако его сердце навсегда осталось в Абхазии, которую он увидел лишь однажды, но запомнил на всю жизнь.

Выйдя на пенсию, Виктор Петрович осуществил свою давнюю мечту и вместе с супругой переехал в абхазское село Бабушера, чтобы остаться здесь навсегда.

Sputnik

Наша встреча с 73-летним Виктором Петровичем началась не совсем по плану. Высокий и подтянутый, он ждал нас во дворе своего дома с немецкой пунктуальностью. Когда мы немного задержались, он, беспокоясь, что гости могли заблудиться, сел на велосипед и поехал навстречу. Увидев незнакомый автомобиль, он остановился, убедился, что это мы, и жестом пригласил следовать за ним к своему дому.

В просторном, утопающем в зелени дворе он припарковал велосипед и подошел к машине.

- Еще раз, как вас зовут? - переспросил он.

- Сария, но можно просто Сара, - ответила я.

- О, Сара! Так в Германии зовут политика, которая всегда выступала за Россию и сейчас показывает, какой там творится бардак, - с улыбкой заметил он.

1. Немец из Сибири: долгий путь домой

Корни Виктора Мюллера уходят в поволжское немецкое поселение. Его предки прибыли в Россию из Марбурга по приглашению Екатерины II. Трагический поворот в судьбе семьи случился с началом войны: родителей, как и тысячи других советских немцев, в срочном порядке депортировали в Сибирь.

«На сборы дали всего сутки. Нас погрузили в товарные вагоны и отправили в Красноярский край, — вспоминает Виктор Петрович. — Мой отец был очень грамотным, знал и русский, и немецкий. В Поволжье тогда в основном говорили по-немецки. У него был красивый почерк, и он работал в паспортном столе. Сотрудники НКВД предлагали ему остаться, но он отказался, сказав: „Если мой народ уезжает, я солидарен с ним“».

В Сибири технические навыки отца спасли семью. Его взяли в специальную бригаду, которая ездила по тайге налаживать лесопилки, работавшие для фронта. После войны, чтобы получить жилье, он устроился на стройку, где и подорвал здоровье, заработав рак от цементной пыли.

Хозяйка большого двора: как Сулико из Тхины сохранила отчий домsputnik-abkhazia.ru

Сам Виктор родился уже в Сибири. После смерти Сталина немцам разрешили вернуться, но их родовой дом в Саратове был уже занят. Семья осела в Самарской области. Окончив университет, Виктор уехал в Нижневартовск на заработки, чтобы купить квартиру. Однако стабильная жизнь рухнула вместе с Советским Союзом.

«После развала начался бардак, многие уезжали. В 1992 году я уехал с матерью в Германию, а затем вернулся за своей семьей — женой и сыном. В 1995-м нам удалось перебраться окончательно. Там я устроился на работу и проработал более двадцати лет», — рассказывает Мюллер.

2. Осуществление абхазской мечты

Мысль о переезде в Абхазию, посетившую его еще в 1988 году во время короткой туристической поездки, Виктор Петрович пронес через всю жизнь. Выйдя на пенсию, он решил, что пришло время «бросить якорь» в том месте, которое он с первого взгляда назвал раем.

Жизнь после 100: истории трех долгожительниц из Галаsputnik-abkhazia.ru

«Я много путешествовал по миру, был в Египте, Греции, на Кипре. Но везде мне не хватало той самой зелени, того воздуха и уюта, которые я запомнил в Абхазии. Решение созрело окончательно. Перед отъездом я обратился к мэру своего немецкого города с идеей помочь жителям абхазских горных сел, у которых есть еда, но нет возможности купить одежду или школьные рюкзаки», — делится он.

Инициатива нашла отклик: за две недели удалось собрать более двух тонн гуманитарной помощи. На старом «доме на колесах» Виктор Петрович в 2012 году, преодолев путь через Украину, привез груз в Абхазию и передал его Красному Кресту.

Обратите внимание: Лавров заявил, что Россия ввела ответные санкции против Франции и Германии в связи с делом Навального..

Первое время супруги жили в том самом автодоме на побережье в Дранде. Позже знакомая предложила им купить квартиру в пятиэтажке в селе Бабушера. Они приобрели жилье и смогли его приватизировать, однако оформить право собственности до сих пор не удалось из-за отсутствия абхазского гражданства.

«Мне оформили вид на жительство, на него я смог поставить машину, но квартиру — нет. Нотариус сказал, что нужно гражданство. Вид на жительство у меня уже пять лет, а в Абхазии я живу одиннадцатый год. Планировал снова обратиться в администрацию, но помешала пандемия», — с сожалением отмечает Виктор Петрович.

3. Новый дом и общественное служение

Адаптация в Абхазии прошла для Виктора Мюллера легко. Владея в совершенстве русским и изучая абхазский, он не чувствовал себя чужим. Местная кухня, особенно аджика, пришлась ему по душе и даже помогла наладить аппетит.

«Если ты пришел с миром, то адаптироваться несложно. Не зря на абхазском флаге открытая ладонь — символ дружелюбия. У нас появилось много друзей», — говорит он.

Жизнь под напором: конец "засухи" в селе Абгархукsputnik-abkhazia.ru

Несмотря на возраст, Виктор Петрович ведет активную жизнь и стал настоящим общественным активистом своего села. Он бесплатно занимается уборкой: подъездов, дворов, местного стадиона и даже привел в порядок целый пляж.

«Меня многие удивляются: иностранец, а убирается бесплатно. Понимаете, я просто не могу смотреть на мусор — он у меня как заноза в глазу. Беру свой контейнер на колесах и иду. Видел, как уборщики в авиагородке сметают мусор в канаву и иногда поджигают. Пластик же нельзя жечь! Я все оттуда вытаскиваю», — объясняет он свою позицию.

Помимо уборки, Виктор Петрович помогает местным детям чинить велосипеды. Несколько лет назад он самостоятельно установил у стадиона кран с питьевой водой, чтобы ребята после игр не лезли в чужие огороды. К сожалению, кран позже сломали в его отсутствие.

Не отчаиваясь, пенсионер продолжает придумывать полезные вещи. Например, он создал эскиз «вечного мусорного крючка» — инструмента, позволяющего поднимать мусор, не нагибаясь, и предлагает наладить его производство в Абхазии.

У Виктора Петровича две заветные мечты. Первая — научиться летать на планере, «пока руки-ноги слушаются». Вторая, самая главная, — наконец получить абхазский паспорт и прожить остаток дней в стране, которую он считает своим настоящим домом.

Зеки Капба пробежал Берлинский полумарафон с абхазским флагом в рукахsputnik-abkhazia.ru

Больше новостей Абхазии читайте здесь.

Подписывайтесь на наши страницы в Telegram, ВКонтакте и Одноклассниках.

#абхазия #россия #ситуация в абхазии #новости абхазии #новости мира #президент абхазии #новости sputnik #sputnik абхазия

Больше интересных статей здесь: Новости.

Источник статьи: Что немцу хорошо: как житель Германии решил переехать в Абхазию.