Россияне стали менее охотно помогать незнакомым людям, но более охотно протягивают руку помощи друзьям и родственникам. К таким выводам пришли ВЦИОМ и фонд "Обнаженные сердца" в ходе социологического исследования.
Согласно данным, полученным исследователями ВЦИОМ и фонда "Обнаженные сердца", каждый второй россиянин (52%) готов помочь незнакомым людям, а 79% граждан готовы помочь своим родственникам и знакомым. Только 12% респондентов вообще не помогали своим друзьям, родственникам или благотворительным организациям.
Для сравнения, в предыдущих опросах ВЦИОМ в 2019 году 70% респондентов поддерживали чужаков, а в 2007 году этот процент достигал 50%.
Согласно последним данным, более половины россиян (53%) предпочитают жертвовать вещи или товары родственникам и друзьям в течение последнего года. Столько же помогают им деньгами. Каждый второй респондент оказывал различные услуги друзьям, и только 9% жертвовали деньги в благотворительные организации и фонды.
В финансовом отношении 33% граждан помогали незнакомым людям; основными получателями денег были дети (66%). 57% респондентов среди благотворителей сделали пожертвование тяжелобольным детям, 23% - детям с особыми потребностями и 16% - детям-сиротам.
"По данным нашего внутреннего исследования, четыре года назад только 16% россиян были готовы помогать детям. Информирование граждан о нарушениях развития сыграло очень важную роль в изменении этой ситуации. В России также улучшилась диагностика, например, аутизма. Люди стали лучше понимать, что детям с нарушениями развития нужна помощь в социализации". - Ольга Вайншток, руководитель пресс-службы фонда "Обнаженные сердца", рассказала "Эксперту". - Кроме того, пожертвования россиян имеют практический экономический смысл. Есть понимание того, что если дети будут получать раннюю квалифицированную помощь и ходить в школу, а их родители не будут вынуждены сидеть дома, то обе эти категории граждан затем будут вовлечены в активную экономическую жизнь страны и тем самым принесут много пользы обществу в целом.
Вдвое меньше благотворителей (35%) помогали взрослым и 27% - животным. В контексте продолжающейся специальной военной операции на Украине 26% россиян оказывают финансовую помощь беженцам и жертвам вооруженного конфликта.
Половина респондентов делали денежные пожертвования один раз, используя данные или форму на сайте, в среднем на сумму 853 рубля. Треть - с помощью SMS-сообщений (в среднем 285 рублей на человека). Такой же процент людей пожертвовал деньги непосредственно нуждающимся (в среднем 1 113 рублей).
Однако большинство граждан по-прежнему предпочитают помогать пострадавшим категориям людей предметами, а не деньгами. Низкий уровень финансового участия в благотворительной деятельности объясняется, прежде всего, экономическими причинами: почти каждый второй респондент признался, что испытывает острую нехватку денег. При этом 31% хотят помочь только своим родственникам или друзьям. А 27% считают, что проблемы россиян должно решать государство, а не общество.
С другой стороны, большинство респондентов предпочитают сами оказывать поддержку нуждающимся.
Обратите внимание: Сотрудница мcdonald's рассказала как можно поесть совершенно бесплатно.Сколько тратят россияне на фастфуд.
Только 32% россиян жертвовали вещи и товары благотворительным организациям, и только 20% давали им деньги. Около 24% не доверяют известным в России фондам, а 19% вообще не слышали ни об одной некоммерческой организации.Ответы скептиков традиционны. Россияне с особым подозрением относятся к непрозрачности и отсутствию контроля над НКО (23%). Второй по популярности ответ - коррупция и кража денег (20%), за ним следует мошенничество (15%).
"Благотворительные организации ежедневно рискуют потерять хрупкое доверие людей. Большинство НПО, с которыми мы работаем (а их более 200), делятся успехами кампаний через свои каналы. Но есть и проблемы. СМИ стремятся поддерживать сбор средств среди читателей, но часто в их среду проникают мошеннические организации. Затем эти истории привлекают больше внимания общественности". - Александра Бабкина, руководитель благотворительного проекта "Добро Mail.Ru", пояснила "Эксперту". - Эту ситуацию могло бы изменить сообщество НПО и СМИ, с помощью которого мы могли бы рассказывать истории успешных кампаний и освещать работу прозрачных и профессиональных фондов."
В то же время, в связи с недавней экономической нестабильностью, многие НКО понесли значительные финансовые потери, поскольку прекратились пожертвования от крупных организаций, имеющих филиалы в России.
"Мы коммерчески активны: мы получали коммерческие заказы от компаний на проведение исследований, курсов, мы помогали компаниям разрабатывать концепцию корпоративной социальной ответственности. Наш фонд действовал не только как пункт приема пожертвований, но и как поставщик услуг. Корпоративные взносы составили 15 процентов нашего бюджета. Для нас это большая потеря, поскольку с некоторыми компаниями у нас было налажено довольно тесное сотрудничество", - сказала Софья Жукова, директор фонда "Нужная помощь".
По оценке Жуковой, после ухода крупных компаний фонд потерял около пяти миллионов рублей. Кроме того, в связи с приостановкой действия российских карт Visa и Mastercard за рубежом, поток средств от всех иностранных доноров мгновенно прекратился. И этот вид пожертвований составил 11 процентов от всех пожертвований в "Нужна Поможь".
Другие трудности с переводом денег были созданы решением Центрального банка об отмене срока действия российских банковских карт. Эти меры вызвали серьезную путаницу при проведении онлайн-транзакций: многие фонды потеряли большое количество подписчиков на регулярные пожертвования из-за того, что платежные системы выдают ошибку при попытке перевести деньги с формально недействительной карты.
Всего за восемь месяцев, по словам Софьи Жуковой, количество благотворительных пожертвований снизилось на 20%. В новых условиях многим НПО нужны новые способы привлечения пожертвований от граждан.
Больше интересных статей здесь: Новости.
Источник статьи: Россияне стали реже помогать незнакомцам, зато охотно протягивают руку помощи друзьям и родственникам.