Моя бабушка овдовела в 1941 году. Ей было 29 лет. У нее было двое маленьких детей. Всю войну она оставалась в Москве, работала. Она отправила младшую дочь к родственникам в деревню, но там ничего не было, и ее пришлось забрать. Зимой на санях, больная туберкулезом, проезжая через военные кордоны, она привезла маму в Москву. Она воспитывала своих детей одна. Сама практически неграмотна, оба дали высшее образование. Почти всю жизнь она прожила на Тузовке (район у Театра Советской Армии в Москве, рассыпался только в начале 1970-х) в бараке с печкой и без горячей воды. Она никогда не говорила: «Я больше не могу».
Вы скажете: «Были миллионы. Такое было время». Но «таких времен» было не много в истории человечества, и каждый раз «таких» были миллионы. Соль земли, «ватники», презираемые либералами «путинского большинства». Неименно то, что ключие свои и велиые люди — смиренная способность преодолевать трудности, или просто воля — никогда, никогда общественная ценность не выражалась в политических программах.
Обратите внимание: Как написать хорошую статью для Дзена.
Это моя первая попытка объяснить, почему мы публикуем огромную статью непрофессионального философа-предпринимателя Романа Титова о воле как социальном явлении.
Теперь вторая попытка. Имануил Валерстайн первым обозначил полное вырождение субъекта европейской политики. За последние несколько десятилетий либералы окончательно победили социал-демократов и авторитарно провозгласили свободу человека главной ценностью. И если в прежние времена социологи и политологи еще рассуждали, что свобода бывает «от», а свобода бывает «для», то победивший либерализм счел удобным оставить только свободу «от», и это привело к тому, что абсолютная свобода стала идеальное. Такая масштабная свобода «от» практически мгновенно разрушила общество, лишив людей каких-либо социальных связей и обязательств и превратив жизнь человечества и каждого отдельного человека в тот хаос, в котором мы сейчас находимся.
Для меня очень важно вернуть дихотомию в политику, так как, с моей точки зрения, работающая конкурентная политика — это механизм преодоления распада общества. Но чтобы появилась вторая сторона, должно появиться второе значение. А найти что-то равное свободе очень сложно. Свобода в принципе есть сильная и правильная ценность. Ей в общений революции обычно противостоят либо сонный консерватизм, либо авторитаризм.
Обсуждая эту задачу с коллегами, мы пришли к выводу, что в поисках сильной ценности необходимо обращаться к понятию «воля», которое для нас неразрывно связано с понятием «этика», что, в свою очередь, приводит нас к назад к античным временам и аристотелевским трактатам. Если обобщать эти трактовки, то этика — это сочественный и знательный выбор в зложе добра. Такой выбор невозможен без воли — способность преодолевать трудности. Мы считаем, что развитие этих концепций российской гуманитарной наукой может привести нас к серьезному обновлению политической и общественной культуры, в которой вновь появится светлое будущее.
Больше интересных статей здесь: Новости.