Новое исследование, проведенное совместно ВКонтакте «Образование» и образовательной платформой «Учи.ру», выявило масштаб проблемы пассивной агрессии и кибербуллинга в школьной среде. Согласно результатам опроса, почти половина российских школьников — 42% — хотя бы раз становились жертвами скрытой агрессии в цифровом пространстве. Примечательно, что педагоги также хорошо осведомлены об этом явлении.

1. Масштабы проблемы: цифры и осведомленность
В исследовании приняли участие 821 учитель и 988 учеников с 1 по 9 класс. Опрос показал, что с проявлениями пассивной агрессии и кибербуллинга сталкиваются как дети, так и взрослые, причем проблема существует как в реальной школьной жизни, так и в интернете.
Термин «пассивная агрессия» знаком 71% педагогов и 17% школьников. Среди тех, кто понимает суть явления, 42% учащихся признались, что были его жертвами. Более половины учителей (53%), знакомых с понятием, становились свидетелями подобных ситуаций. При этом сами педагоги также подвергаются давлению: 36% сталкивались с пассивной агрессией со стороны родителей учеников, 27% — от коллег, а 19% — от самих школьников.
2. Что считается пассивной агрессией?
И учителя, и ученики сходятся во мнении, что ключевым проявлением пассивной агрессии является грубость (56% и 30% соответственно). Педагоги также выделяют сарказм (52%) и игнорирование (51%). Для школьников в топ-3 форм такого поведения входят оскорбительные шутки (29%) и подвохи (26%). Интересно, что дети также видят проявление скрытой агрессии в публичных «шоу» или демонстративном поведении.
3. Рост осознания проблемы кибербуллинга и дефицит решений
За год доля учителей, которые считают кибербуллинг серьезной проблемой, резко выросла — с 20% до 47%. Однако параллельно с ростом осознания проблемы усиливается и чувство беспомощности. Если в прошлом году каждый второй педагог заявлял, что знает методы противодействия травле в сети, то сегодня таких осталось лишь 35%.
Обратите внимание: НАТО тщетно пытается найти минусы в защите российских С-400.
При этом небольшая, но стабильная группа учителей (7% в 2022 году против 9% в 2021-м) по-прежнему считает кибербуллинг нормальным явлением для интернета. Каждый десятый педагог до сих пор не знаком с самим термином.Более трети опрошенных учителей (37%) уверены, что их ученики не сталкиваются с онлайн-травлей (годом ранее таких было 50%). 15% педагогов знают о случаях, но успешно их пресекают (против 12% в 2021 году). Тревожный сигнал — 28% учителей признались, что не всегда могут помочь своим ученикам в такой ситуации (в прошлом году эта цифра составляла 12%). Главной причиной беспомощности для 54% педагогов является непонимание алгоритмов действий, а 6% и вовсе считают борьбу с кибербуллингом невозможной.
4. Опыт школьников и возрастные различия
Каждый пятый школьник (23%) оказывался в ситуации, когда сообщения или комментарии в сети заставляли его чувствовать себя оскорбленным (в 2021 году таких было 18%). При этом частота столкновений с проблемой растет с возрастом: в начальной школе с этим сталкивались 19% учеников, а в средней — уже 35%. Две трети школьников (66%) испытывали это лишь несколько раз, но каждый пятый (21%) регулярно сталкивается с оскорблениями во время любых споров в интернете.
5. Способы противодействия и поиск помощи
Педагоги видят ключевой метод профилактики в проведении бесед — с классом, с жертвами и обидчиками, а также с родителями. Некоторые также считают необходимым привлекать к решению проблемы правоохранительные органы. Чаще всего случаи кибербуллинга учителя отмечают в старших классах, но эпизоды встречаются уже и в 3-4 классах начальной школы.
Школьники, в свою очередь, для защиты чаще всего выбирают тактику цифровой гигиены: 47% добавляют в друзья только знакомых, 46% блокируют обидчиков и ограничивают доступ к своим страницам. Обнадеживающая тенденция — 43% учеников готовы обсуждать проблему с учителем, родителями или психологом. Всего год назад таких детей было лишь 11%. Тем не менее, 5% школьников убеждены, что защититься от онлайн-травли невозможно.
На вопрос о том, кому они готовы сообщить о кибербуллинге, подавляющее большинство школьников (81%) назвали родственников (в 2021 году — 51%). Готовность обсуждать проблему с друзьями (17%) и учителями (15%) осталась примерно на уровне прошлого года. При этом в средней школе выше доля тех, кто ищет поддержки у друзей (23% против 8% в начальной школе).
Больше интересных статей здесь: Новости.
Источник статьи: Компания провела опрос, по итогам которого выяснилось, что 42% российских школьников когда-либо являлись жертвами пассивной агрессии в интернете.