Депутаты Государственной Думы предложили разделить понятия детективной и охранной деятельности, а последнюю классифицировать в зависимости от характера работы.
Депутат Александр ХинштейнПравительство поддержало пакет законопроектов, направленных на реформирование негосударственного сектора безопасности, предложенный депутатами Госдумы от «Единой России». Об этом сообщил в своем Telegram-канале один из авторов документа Александр Хинштейн. Он подчеркнул, что закон «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» существует уже 30 лет, поэтому его доработка давно назрела.
- На протяжении нескольких лет мы вместе с Нацгвардией и профессиональным сообществом готовили новую редакцию закона, - подчеркивает зампред. Ранее он отмечал, что законопроект устанавливает пять видов охранных услуг: охрана жизни и здоровья, охрана объектов и имущества, обеспечение порядка при проведении массовых мероприятий, проектирование, монтаж и эксплуатация технических средств охраны, обеспечение режима на охраняемых объектах. Кроме того, разрешена дополнительная специализированная деятельность.
Однако самая главная новаторская идея еще более конкретна: законодатели, наконец, выделяют два вида деятельности: охранную и детективную.
1. Детективы в законе
«В настоящее время один закон регулирует два самостоятельных вида деятельности, разных по содержанию: частный детектив и охрана. Принятие отдельного нормативного акта по каждому из них может быть воспринято крайне положительно, особенно с учетом того, что деятельность частных детективов, а также частных охранных организаций непосредственно затрагивает интересы граждан, а в ряде случаев их права и свободы», Законопроект прокомментировал «Эксперту» директор по финансовой безопасности Группы компаний «ГЕОИЗОЛ» Дмитрий Ниязов.
Он подчеркнул, что действующий закон был принят в период становления нового ПР, когда только зарождались такие профессии, как частный детектив и охранник. Законодатель не мог иметь представления о сходствах и различиях этих профессий, а также знания нюансов их деятельности, необходимых для четкого правового регулирования.
«Сегодня по каждому направлению наработана соответствующая практика, видны кардинальные различия между этими профессиями, что обусловило необходимость принятия отдельных нормативно-правовых актов, регулирующих профессиональную деятельность частных детективов и охранников отдельно», — поясняет Дмитрий Ниязов.
Деятельность частных детективов в России теперь будет регулироваться отдельным законом. Точнее, как поясняет директор по экономической безопасности ГК «ГЕОИЗОЛ», из закона «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» от 11 марта 1992 г. N 2487-1 убрана составляющая «охрана.
Что это меняет для самих исследователей? По сути, они наконец-то получают право на легальное существование. Так сказать, частные детективы в России были в последние годы. И, может быть, даже могли бы похвастаться тем, что у них «нюх, как у собаки, и глаз, как у орла». Вот только теперь их профессиональные инструменты были максимально ограничены: закон практически не давал свободы действий.
«В целом в законе на сегодняшний день много устаревших положений, когда речь идет о детективной деятельности. Поэтому у детективов нет достаточных полномочий для сбора информации. Для сравнения, адвокат может подать официальный запрос на информацию, в отличие от детектива. При этом закон позволяет детективам только собирать информацию извне, но при этом обязывает их соблюдать требования по защите информации», — пояснил «Эксперту» член Коллегии адвокатов России Дмитрий Уваров.
Он отметил, что в законе не указано, какую информацию не может собирать детектив. Но, например, персональные данные охраняются законом и не подлежат разглашению. То есть большая часть того, что показывают в российских детективных сериалах про отважных сыщиков, не более чем вымысел, навеянный западными фильмами. Киногерои, переполнение баз данных и даже личные вещи нарушают закон.
Правда, новая редакция законодательства толком не говорит, изменится ли реальная ситуация и в какую сторону. Особое внимание уделяется лицензированию детективов, контролю со стороны федеральных органов исполнительной власти, даже обучению: «Типовые программы профессиональной подготовки для работы в качестве частных детективов разрабатываются и утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области частной детективной деятельности...» . А вот о том, как выпускники этих типовых программ будут получать информацию, документы, они умалчивают. Так что нюх, острое зрение и дедукция до сих пор остаются главными инструментами русского Шерлока Холмса.
2. Хранитель тела, а не вещей
Однако нововведения не ограничиваются официальным разделением тех, кто должен искать и узнавать, от тех, кто должен защищать. Довольно много внимания на самом деле уделяется второй категории. Кстати, довольно много. Сегодня в России зарегистрировано 17,5 тыс частных охранных структур и более 670 тыс квалифицированных охранников. Под их охраной — более 1,4 млн объектов.
Правда, не уточняется, кто или что конкретно может быть защищено действующим законодательством. И изменения предлагают внести ясность.
«Появилась новая категория частных охранников — «телохранители» (сегодня законодательством это не предусмотрено). Однако они смогут использовать только оружие ограниченного поражения!», — написал Александр Хинштейн.
Нововведение интересное. Получается, что в нашей стране люди, которые несли ответственность за жизни разных людей, охраняли все, кроме самой жизни. Наверное, поэтому серьезные граждане в костюмах с загадочными чемоданами, прозаическими зонтиками периодически появляются в кадре с первыми лицами.
«Сейчас нет такого понятия, как охранник или телохранитель, вы не найдете человека, который бы так работал.
Обратите внимание: Мальдивы станут первой страной в мире, предлагающей программу лояльности путешественников!.
Агентства, которые предлагают такие услуги, защищают часы на руке охраняемого или какие-то вещи, которые он носит с собой, рассказал «Эксперту» юрист и партнер ООО «Правовая группа» Владимир Шалаев.«Законопроект заполняет существующий правовой пробел. Профессия телохранителя реально существует, но нормативного регулирования этой деятельности нет. Законопроект устанавливает требования к лицу, претендующему на должность телохранителя, уровню образования, регламентирует права и обязанности. Все телохранители будут частными охранниками, но надо понимать, что каждый телохранитель — это охранник, но не каждый охранник — телохранитель», — пояснил Дмитрий Ниязов.
Как отмечает Дмитрий Уваров, разделение объектов защиты аналогично страхованию – личное страхование (жизни и здоровья) и страхование имущества. При этом, как указал юрист, само понятие защиты в нашей стране весьма расплывчато.
«Важно, что права охранника, в отличие от детектива, не прописаны в законе. Законодатель, вероятно, сделал это специально для того, чтобы стороны могли конкретизировать права и обязанности сторон в договоре об оказании охранных услуг, - предположил Дмитрий Уваров, - При этом важно, чтобы охранник взаимодействовал с общества, поэтому важно конкретизировать права и полномочия, которые может использовать сотрудник службы безопасности по отношению к гражданину, нарушающему порядок, вмешивающемуся в интересы охраняемого лица или охраняемого объекта».
Но теперь в сфере безопасности есть не только детали, но и определенные гарантии. «Вводится страхование профессиональной ответственности за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц при оказании охранных услуг», — ранее сообщал Александр Хинштейн.
3. Охранять, но не более
Но вместе с гарантиями приходят и новые ограничения. Законопроект ужесточает правила для учредителей и участников ЧОП. По словам Хинштейна, охранная деятельность должна быть их основным видом деятельности или местом работы.
«Законопроект должен исключить возможность совмещения охранной работы с другими видами деятельности. С юридической точки зрения это допустимо и возможно. Таким образом, охранная деятельность сопоставима с деятельностью правоохранительных органов, но при этом охрана не связана с занятием государственных и иных должностей», — пояснил Дмитрий Уваров.
По словам юриста, такое положение, скорее всего, было добавлено для повышения качества предлагаемых охранных услуг, а также для предотвращения различных проблем, возникающих в правоотношениях между компаниями и ПСО.
«Для государственных служащих подобные запреты носят антикоррупционный характер. На мой взгляд, такого рода ограничения для руководителей коммерческих организаций (которые являются охранными организациями) не характерны. Возможно, здесь авторы законопроекта решили усилить персональные ответственности руководителей ЧОКов, ибо исключить ситуацию, когда охранный бизнес является лишь одним из многих (например, в группе компаний) Теперь руководитель охранной организации намеренно будет вынужден сосредоточить все внимание на одно юридическое лицо», — пояснил ситуацию Дмитрий Ниязов.
Также необходимо будет сделать акцент на взаимодействии с государственными органами. Изменения касаются механизма взаимодействия с государством в вопросах охраны общественной безопасности и правопорядка. Законопроект вводит два вида взаимодействия между частными охранными организациями и государственными органами. Первый является обязательным, когда ЦОН должен осуществлять такое взаимодействие в обязательном порядке, на основании лицензии. Второй – добровольный, осуществляется на основе соглашений и договоров.
«Если мы обратимся к действующему закону, то увидим, что обязанность по содействию правоохранительным органам возлагалась на охранные организации ранее, в статье 3. При этом она носила скорее декларативный характер. В рассматриваемом законопроекте Вопросу взаимодействия с правоохранительными органами посвящен целый раздел, где тщательно прописаны все необходимые аспекты, в том числе новые права и обязанности сотрудников охранных организаций», — прокомментировал документ Дмитрий Ниязов.
При этом эксперты подчеркивают, что новых обязательств, например, по работе на массовых акциях и митингах нет и быть не может — это епархия правоохранителей, частникам в ней делать нечего.
«Осуществление гвардейцами тех полномочий, которые законом закреплены за государственными силовыми структурами, не является данностью. Это в принципе невозможно, потому что фактически это будет считаться делегированием полномочий. При этом ЧОК не смогут осуществлять те полномочия, которыми обладают силовые структуры, иначе нет смысла издавать отдельный закон о ЧОКах», — заявил Дмитрий Уваров.
В то же время новелла никоим образом не временная, она необходима для защиты важных государственных объектов и предприятий.
«Поэтому защита специальных объектов, таких как атомная энергетика, требует особых навыков, умений и знаний. В связи с этим государство должно нанять специалистов в соответствующей сфере охраны, а также наладить связь на законодательном уровне между самими силовиками и госслужбой», — пояснил юрист.
4. Инициативы без инноваций
Как подчеркивал в июле этого года заместитель председателя Анатолий Выборный, один из соавторов документа, законопроект является революционным шагом для всей частной охранной отрасли нашей страны.
«Пакет законопроектов я бы назвал скорее «техническим». Прописанные в законопроектах положения направлены на дальнейшее правовое регулирование уже сложившихся общественных отношений. Более четко определены права, обязанности и порядок их реализации. Несомненно, принятие этих законопроектов придаст дополнительный импульс развитию сферы вневедомственной охранной деятельности, но каких-то революционных изменений я бы не ждал, тем более что для полного вступления изменений в силу необходимо будет дождаться выхода соответствующего уставов органов исполнительной власти», — резюмировал Дмитрий Ниязов.
В то же время, по мнению Дмитрия Уварова, даже такие относительно «рамочные» решения могут иметь последствия.
«Введение ограничений на осуществление иной деятельности, в отличие от охранной, может снизить интерес к реализации охранных услуг. Законопроект ужесточает охранную деятельность. Разделение охранной деятельности на государственную и добровольную может изменить рынок охранных услуг. Вероятно, возрастет спрос на добровольную защиту на основе соглашений и договоров. Но если государство предоставляет гарантии и льготы под государственной защитой, требование в этом случае может существенно измениться», — заключил адвокат.
Больше интересных статей здесь: Новости.
Источник статьи: Депутаты Госдумы предложили разделить понятия детективной и охранной деятельности, а последнюю категорировать в зависимости от характера работы.