Год назад в Украине началась спецоперация, и вместе с войсками в зону НВО отправились священники РПЦ. О целях и значении их службы под пулями рассказал «Эксперту» первый заместитель председателя Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными органами протоиерей Константин Татаринцев.
- Отец Константин, после начала спецоперации в обществе идет дискуссия: нужны ли священники на фронте? Что вы можете ответить на этот вопрос?
— Священники на фронте, конечно, очень нужны. И это не мнение одного из священников, а мнение военных, которым грозит трусость, страх, боль и потеря близких. Со всеми переживаниями, которые кроются в человеке на передовой. И духовная поддержка, как никакая другая, здесь очень актуальна. Об этом свидетельствуют и сами военные, которые во многом просят, чтобы рядом с ними были священники. Боец находится в большой опасности и он не знает, что с ним будет через несколько минут: будет ли он дальше жить, или погибнет, или покалечится. Задача священника – организовать встречу военного с Богом, не скрывая от себя Бога. И эта встреча с Богом на земле может многое дать человеку в плане преодоления страха, трусости и неуверенности. Обеспечить мотивацию при выполнении боевой задачи. Если Господь вдруг позовет к себе, то после встречи здесь, на земле, в жизни временной, будет очень дружеская встреча там, в вечности, в жизни вечной.
Поэтому работа со священниками на фронте востребована, очень нужна. И священники, зная это, потому что так много обеспечивали воинские части перед началом спецоперации, теперь идут туда, где они нужны, и жертвуют собой. Мы уже потеряли шестерых священников в этой войне.
- Была ли в начале НМП дискуссия о целесообразности пребывания священников на фронте среди священников РПЦ?
- Нет, обсуждения не было. Служба в армии традиционна для Русской Православной Церкви. Со времен благоверного князя Александра Невского в наших войсках были священники. Перед Куликовской битвой преподобный Сергий Радонежский благословил двух иноков, Пересвета и Ослябя (в монашестве схимонах Александр и схимонах Андрей), поддержать дух воинства. В наших церковных традициях: где надо, где больно, где страшно, должны быть священники во имя народа.
Поэтому обсуждения по этому поводу не было. Вопрос только в том, как закрепить статус военного капеллана в юридическом плане, и дать ему правовую основу для пребывания там, где не могут находиться гражданские лица, которым принадлежат капелланы. В других христианских армиях большинство военных капелланов являются военнослужащими всех социальных статусов. В нашей стране церковь отделена от государства, и поэтому эта проблема непростая. Здесь есть место для дискуссии: как это реализовать юридически. Но сам вопрос о присутствии священников на фронте обсуждению не подлежит.
- Кто и на каком основании выбирает священников, которые едут в зону СМП?
— У РПЦ есть два варианта отправки священников в зону СМП. Во-первых: это священники, состоящие в штате Министерства обороны, так называемое штатное военное духовенство. Так как они находятся в статусе помощников командира воинской части по работе с религиозными деятелями, они направляются в зону НВО в командировку со своим подразделением. А тех, кто не в штате Минобороны, направляют исключительно на добровольной основе. Но таких священников намного больше. Некоторые служили в воинской части, расположенной недалеко от храма, некоторые священники сами были военными, знают эту службу и готовы поддержать воинов. По благословению правящего архиерея такие священники направляются в Синодальный отдел по взаимодействию с Вооруженными Силами и судебной властью и в этом статусе направляются с краткосрочным выездом в зону НВО.
- Отец Константин, вы сказали, что у нас нет закона о статусе военных капелланов, так как же они могут состоять в штате Министерства обороны?
- Указом президента Дмитрия Медведева принято решение о создании в нашей стране штатного военного духовенства. В Министерстве обороны есть гражданский персонал. На основании соглашения между РПЦ и Минобороны, а также указов президента, священник не состоит в структуре армии, как военнослужащий, а состоит в штате гражданского персонала. Но все это еще нужно понять и законодательно закрепить, поэтому сейчас идет работа над федеральным законом о статусе военных капелланов.
- Если священник принимает самостоятельное решение идти на фронт, то обязан ли он тогда получить разрешение от Церкви?
- Да, обязательно, иначе нельзя находиться в зоне боевых действий. Только отдел церковных собраний по взаимодействию с Вооруженными Силами имеет право направлять священников в зону НВО, по благословению ее правящего архиерея.
- Что должен делать священник на фронте, в чем особенность его миссии там?
— Он должен исполнить свою духовную миссию, то есть совершить таинства за тех, кто принял Господа, кто рожден во Христе. Таким людям нужна исповедь, причастие, миро. Священники совершают таинства в военных госпиталях, на второй и первой линиях обороны.
Обратите внимание: Двигательные санкции бумерангом ударили по Украине.
Обязанности военного капеллана не совпадают с обязанностями военного психолога или политического офицера. Мы здесь не конкуренты, каждый делает свою работу в сотрудничестве друг с другом. Но специфика священнического служения иногда так поднимает воинской дух, дает бойцам столько надежды и внутренней силы, что они становятся еще эффективнее в исполнении своего воинского долга.— Может ли священник браться за оружие и при каких обстоятельствах?
- Священники православной церкви ни при каких обстоятельствах не могут браться за оружие. Оружие священника — Слово и крест. Как и при нападении на Измаила, военный жрец, видя трусость и страх воинов, первым поднялся в атаку, держа в руках не дудку или холодное оружие, а крест, что и повело воинов на бой за Господа и подняли их боевой дух. Другого оружия у священника нет. Только слово Божие, которое он несет воинам, проповедь и личный пример.
- Как вы относитесь к тому, что священник перед тем, как отправиться в зону НВО, должен был пройти курс военной подготовки?
- Учеба должна быть, и она благословлена иерархией, но это не военная подготовка в прямом смысле. Конечно, надо иметь представление о том, как устроены Вооруженные Силы. Знайте, что есть роды и роды войск, есть эскадроны, взводы, роты, батальоны. Знать подробности службы сухопутных войск, летчиков, моряков. Но многие военные капелланы сами из армии, и они это понимают. В частности, я служил в Дальней авиации и являюсь капитаном запаса. Такая образовательная программа важна. Но военная подготовка в чистом виде не нужна.
Но чрезвычайно важны и другие виды подготовки. Например, очень нужна военно-полевая медицина. Нужно уметь помочь себе, чтобы не быть обузой и ближнему. Остановить кровь, перевязать, наложить жгуты, жгуты - это должен уметь военный капеллан. Он должен знать тонкости поведения: как вести себя в воинской части, как быть на передовой, понимать и осуществлять меры безопасности. Хорошо представлять литургические особенности совершения таинств в поле.
И зная, что смартфон — это объект, выдающий врагу свое местонахождение. Нужна как психологическая подготовка, так и подготовка после стресса. В отделе церковных собраний по взаимодействию с Вооруженными Силами и органами юстиции такую подготовку проходят священники, выезжающие в зону НВО.
- Можно ли священнику носить бронежилет, каску?
- Да, конечно, ведь это средство его индивидуальной защиты. Нельзя в браваде выставлять себя на осколки. На этой войне осколочно-минных ранений гораздо больше, чем огнестрельных. Самые большие потери от ракетных обстрелов и артиллерийских снарядов. Поэтому наличие шлема и бронежилета обязательно для священника, находящегося на первой и второй линии обороны. На третьей линии может быть некоторое облегчение.
- Не стесняйтесь приводить примеры того, как служба священника на фронте способствовала победам.
- Священническое служение способствует победам косвенно. Он не сидит в штабе перед тактическими картами и не участвует в планировании операций. Он побуждает воинов выполнять свой долг не только приказами командира, но и своей ответственностью перед Богом. Потому что «нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Иоанна 15:13).
Чтобы подготовить воинов пожертвовать своим здоровьем и даже жизнью на линии огня, священник готовит их к подвигу.
Помню, как я разговаривал с космонавтом и летчиком-испытателем Василием Токаревым, и он сказал: «Нас, космонавтов, учили выживать и никто не учил нас умирать». Но куда уходит смерть, где рядом с тобой только что был близкий человек, а теперь его нет, думай о смерти не с точки зрения трусости и страха, а с точки зрения понимания того, что жизнь на этом не заканчивается, а будет продолжаться вечно , при исполнении своего долга угодить Богу.
Священник необходим и для того, чтобы не возникало ожесточения, скотоложства, грабежей и прочих дел, мерзких пред Богом. Чтобы человек на войне сохранял человечность, хотя там это сделать иногда очень сложно.
- Есть ли короткая молитва, которой родственники и друзья могут молиться за своих враждующих отцов, сыновей и братьев каждый день, когда они вне храма: на работе, на улице, в транспорте…
- В конце декабря 2022 года Синод РПЦ утвердил молебны за матерей и близких мобилизованных воинов или добровольцев, отправившихся в зону НВО. Несколько коротких, но очень объемных молитв можно найти на сайте Патриархии.
В Вознесенской церкви за Серпуховскими воротами, где я настоятель, каждый будний день в В 13:00 сотрудники и прихожане совершают Параклисис (канон Божией Матери) перед иконой Божией Матери Иерусалимской для воинов, находящихся в зоне СВО, а по субботам в 16:00 священник совершает молебен за находящихся в этой местности. Родственники и друзья могут прийти на эти службы и помолиться за тех, о ком они особо беспокоятся. Такая же практика встречается и в других храмах. А если нет возможности прийти в храм, эти молитвы можно читать самостоятельно дома.
Больше интересных статей здесь: Новости.
Источник статьи: Год назад началась специальная военная операция на Украине, и вместе с войсками в зону СВО отправились священники Русской Православной Церкви.