Проблемы, в том числе весьма острые, порожденные активной миграцией в Российскую Федерацию из соседних азиатских стран, стали предметом обсуждения на пресс-конференции Совета по правам человека при Президенте Российской Федерации.
1. Поймать проблему за язык
Точное количество трудовых мигрантов в России пока неизвестно. По данным аудиторской сети «ФинЭкспертиза» со ссылкой на данные МВД и ФСБ, в 2022 году прибыло 3,47 млн человек, что на треть больше, чем годом ранее. Но сколько из них остается в России, а сколько возвращается на родину, в условиях единого безвизового евразийского пространства трудно сосчитать. В прошлом ФМС пыталась бороться с этим, но ее упразднили.
По данным Росстата на 2022 год, количество зарегистрированных мигрантов в России составило 16,9 млн человек. Здесь можно добавить тех, кто пришел, но не зарегистрировался, и вычесть тех, кто зарегистрировался, но ушел. В общем, статистика очень приблизительная.
Еще сложнее обстоит дело с детьми трудовых мигрантов. Их количество просто неизвестно, что признал глава Совета по правам человека Валерий Фадеев на пресс-конференции в РИА Новости, посвященной проблемам, связанным с миграцией. Трудно представить, сколько из этих детей не ходят в школу и даже не знают языка страны, в которой живут.
«Есть разные оценки, но кажется, что среди детей с миграционным анамнезом от половины до трех четвертей плохо знают русский язык или вообще не знают его и не могут учиться», — говорит глава ПЦ. - Закон в России таков, что все дети, в том числе дети неграждан, имеют право ходить в школу. Но как они могут учиться, не зная языка? Чтобы реализовать право каждого ребенка ходить в школу, необходимо научить его языку. Такие курсы создаются. Но, возможно, необходимо изменить законодательство, чтобы все дети мигрантов обязательно и бесплатно выучили русский язык до того, как пойдут в школу».
ПЦ считает, что в работе над этими курсами должны принять участие учителя школ, в которых потом будут учиться эти дети. Тогда учителя будут заинтересованы в том, чтобы дети действительно понимали русский язык достаточно, чтобы понимать школьную программу.
По имеющейся у СПЧ информации, во многих случаях семьи мигрантов, даже получившие российское гражданство, не пускают своих детей в школу.
«Мы не знаем, сколько таких дел, учета нет», — признается Фадеев. «Кажется, речь идет о тысячах или десятках тысяч. Этот вопрос надо изучить».
По словам главы СПЧ, необходимо изучить проблему и обеспечить, чтобы все дети из семей мигрантов, достигшие школьного возраста, знали русский язык и ходили в школу.
Проблема в том, что многие домохозяйки, уже получившие гражданство, сами не знают русского языка и не хотят его учить. Так как же дети узнают об этом?
«Эти женщины регулярно получают детские пособия и все другие пособия, родовой капитал», — констатирует Фадеев, добавляя.
Обратите внимание: Мальдивы станут первой страной в мире, предлагающей программу лояльности путешественников!.
«Мое предложение жесткое, требует обсуждения, но я считаю, что знание русского языка должно быть обязательным условием для получения льгот».Необходимо стимулировать мигрантов и их детей к интеграции в российское общество. Но есть еще одна проблема. По статистике, в Московской области и Санкт-Петербурге доля детей-мигрантов достигает 20 и 10 процентов от общего числа учащихся соответственно. Есть школы, где до половины учеников из иностранных семей, недавно приехавших в Россию.
Эта ситуация создает проблемы и для их интеграции, поскольку они создают свое сообщество в школе. И для других детей. Совет по правам человека предлагает рассмотреть вопрос о введении ограничений на процент детей-иммигрантов в одной школе. По словам учителей, предел для уровня детей иностранцев составляет 15-20 процентов в классе. В противном случае невозможно будет провести урок.
Родители-мигранты иногда создают проблемы, если они составляют активное большинство. Например, известно немало случаев, когда родители-иммигранты пытались добиться запрета на новогодние подарки в школе и на установку елок в школах.
2. Этнические анклавы: «куда делись прошлые полмиллиона?»
По мнению присутствовавшего на пресс-конференции главы Национального антикоррупционного комитета, члена СПЧ Кирилла Кабанова, ответственность за привлекаемую из-за рубежа рабочую силу должен нести работодатель. На практике очень часто целью работодателя является как можно меньше платить за тяжелую работу, при первой же возможности перевести мигранта на нелегальную работу и не платить налоги с его заработной платы.
По словам Кабанова, который приводит данные Минтруда, не менее 70% мигрантов платят налоги. И если работники уходят из компании, в которую они пришли, такому работодателю все равно, куда они идут, он выписывает себе новых мигрантов из-за границы. А мигранты из предыдущих волн часто создают анклавы по этническому признаку, в том числе криминальные круги.
«И мы часто слышим от чиновника: для такой-то отрасли нужно еще полмиллиона мигрантов. А куда делись последние полмиллиона? — спрашивает Кабанов.
Часто нет ничего плохого в анклавах, которые стали многочисленными, например в Московской области. Но все же они иногда берут под свой контроль жилищно-управляющие компании, и тогда местному жителю становится невозможно устроиться на работу дворником или ландшафтным садовником. А иногда вместо интеграции через образование создают свои закрытые религиозные школы, где детей обучают на родном языке, не очень понятно зачем.
- Правоохранительные органы при столкновении с нелегальной школой или местом отправления культа бездействуют, ведь известно, какую резкую официальную реакцию может вызвать любое неосторожное действие властей со стороны посольств стран, откуда прибыли гости, - говорит Кирилл. Кабанов.
Однако, как отметил Валерий Фадеев, вопросы трудовой миграции – это сфера деятельности правительства, а не СПЧ. А вот реализацию права детей на учебу - а для этого знать язык обучения - Совет при Президенте обещает взять на контроль.
Больше интересных статей здесь: Новости.