Когда социальные лифты перестают работать

Слово «железо» иногда добавляют к названиям социальных законов (т.е социологических законов). Я не понимаю, почему одним законам присвоено высокое звание «железных», а другим нет. Я придумал небольшую подборку таких «железных» законов, которых нет в современных учебниках обществознания, но которые интересны и полезны не только студентам, но и людям всех возрастов.

Об одном из этих законов мне вспомнилось более полувека назад, когда я изучал политическую экономию капитализма. Этот «железный» закон в то время был включен в учебники. Это называется «железное правило заработной платы». Он был разработан экономистами XVIII и XIX веков. А.Р. Тюрго, Д. Рикардо, Т. Р. Мальтус. А окончательную ее форму сформулировал немецкий социалист, философ и экономист Ф. Лассаль.

Согласно теории «железного закона», заработная плата колеблется в пределах минимальных физических потребностей жизни под влиянием естественного движения работающего населения. То есть по мере увеличения рождаемости в рабочей среде предложение рабочей силы начинает уменьшаться. Превышение спроса приведет к падению заработной платы до или ниже физически необходимого минимального уровня. В результате сокращение числа рабочих снижает предложение рабочей силы, тем самым увеличивая заработную плату.

Справедливости ради следует признать, что не все единомышленники и последователи Маркса и Ленина восприняли этот закон с энтузиазмом. Он отрицал важность экономической борьбы рабочего класса и считался «оппортунистическим». Однако ныне живущие знатоки марксизма-ленинизма говорят, что в современной России, где почти нет признаков борьбы рабочих за экономические права, «железный закон заработной платы» работает безо всяких оговорок.

Также приводятся факты и цифры, показывающие бедность рабочих после перехода от социализма к капитализму. Она выражается как в падении уровня жизни большинства населения («абсолютная бедность», по Марксу), так и в уменьшении доли рабочих в продукте общества (относительная бедность).

И это «железный закон», автором которого называют нашего современного человека. Это «железный закон бюрократии», сформулированный американским политологом, журналистом и писателем Джерри Парнеллом (1933-2017). Закон говорит: "В любой бюрократии власть всегда принадлежит тем, кто работает в интересах самой бюрократии. Люди, выполняющие задачи, ради которых существует бюрократия, выполняют все меньше и меньше работы, а иногда и вовсе исчезают. Есть и такое».

Он использует пример системы образования, чтобы объяснить действие закона. Например, в сфере образования, с одной стороны, есть учителя, которые работают и жертвуют ради образования детей, а с другой стороны, есть профсоюзные активисты, которые работают над защитой всех учителей, включая самых некомпетентных учителей. Согласно железному закону, в любом случае последний тип акторов всегда в конечном итоге будет доминировать в организации».

Вдумчивый читатель сможет привести примеры того, как «железный закон бюрократии» проявляется в различных сферах общественной жизни современной России, таких как образование, здравоохранение, культура, экономика. Реализация «Железного закона» в России влечет за собой рост бюрократии. По данным Министерства финансов, в прошлом году на всех уровнях правительства работало 2,4 миллиона человек.

Обратите внимание: Как заработать 10 млн.$ за 8 минут.

А в 1994 году их было всего 1 миллион.

За 30 лет увеличился в 2,4 раза!

Рост бюрократии не был внутренним изобретением. В 1955 году британский военный историк и драматург Сирил Паркинсон сформулировал несколько закономерностей бюрократии, получившие название «Законы Паркинсона» (их еще называют «железными»). Бюрократы создают сами себя и создают рабочие места друг для друга. В результате объем порученных работ остается прежним, но их количество увеличивается.

Я полностью согласен с Джерри Парнеллом. Его законы в России работают прекрасно. Единственное, против чего я возражаю, это то, что ему приписывают авторство «Железного закона». Этот закон был известен всем, кто умел читать и писать, особенно в России XIX века. Например, прочтите Я. Салтыков Щедрин («История города», «Очерки сельской местности» и др.). Можно также вспомнить слова историка нашей страны Василия Ключевского. Еще более лаконично он описывает «железный закон» следующим образом».

Стоит также отметить «железное правило меритократии» Кристофера Хейса, живого американского журналиста. Это сформулировано в его книге «Хейс К. Сумерки элиты: Америка после меритократии». Нью-Йорк: Издательство Crown Publishing, 2012.

Меритократия – это власть тех, кто этого заслуживает и тех, кто имеет ценность. Еще до Хейса многие философы и мыслители говорили, что меритократия — это не реально существующая модель власти, а скорее своего рода образ мышления, и в этом смысле утопический.

Хейс предполагает, что в какой-то момент, благодаря каким-то особым обстоятельствам (или чуду), достойные действительно придут к власти. Однако это состояние очень временное. Вскоре механизмы социальной мобильности («социальный лифт») перестают работать. Возникает неравенство, достойные люди постепенно исчезают с властных позиций, а массы наименее достойных остаются на дне на всю жизнь.

Опять же, Хейс прав, но приписывать ему авторство закона несправедливо. Соответственно, в советском «Кратком политическом словаре» 1978 года говорится, что меритократия — это «разновидность технократической утопии, согласно которой капитализм ставит на руководящие должности наиболее компетентных людей, выбранных из всех слоев» применяется принцип продвижения. Он указывает, что меритократия оправдывает «социальное неравенство и разделение между элитами и контролируемыми массами».

Некоторые «железные законы» больше похожи на шутки, чем на академические научные доктрины. Поэтому канадский педагог Лоуренс (Лоуренс) Джонстон Питер (1919-1990) сформулировал «Железный закон пределов некомпетентности», также известный как «Принцип Питера». Утверждение: «В иерархической системе каждый человек стремится подняться до уровня своей некомпетентности».

По мнению некоторых критиков, «Принципы Петра» следует воспринимать как шутку, но сам Петр обиделся на таких критиков, указав, что в законе нет недостатка в юморе. Принцип Питера гласит, что независимо от того, в какой иерархической системе вы работаете, вас будут продвигать по службе до тех пор, пока вы не попадете на должность, где будет доказано, что вы некомпетентны или неспособны выполнять свои должностные обязанности.

Этот уровень называется уровнем некомпетентности сотрудника. Сотрудники «застревают» в этом месте и остаются там до тех пор, пока не покинут систему (т е не уйдут, не умрут, не уйдут на пенсию).

Принцип Питера можно применить к любой системе, в которой сотрудники, первоначально находящиеся на более низком уровне иерархии, со временем повышаются в статусе, то есть к большинству организаций, корпораций, государственных предприятий и агентств, вооруженных сил, образовательных учреждений и учреждений здравоохранения. Масу и религиозные организации. Дорогой читатель, вы, безусловно, можете проиллюстрировать влияние «железного закона о пределах некомпетентности» на многих российских примерах.

Наши братья по-своему объяснили «железные законы», перечисленные выше Джерри Парнеллом, Кристофером Хейсом и Лоуренсом Питером, и объединили их в «негативный отбор)».

Однажды (25 февраля 1999 года) мэр Москвы Ю.М. Лужков читал в Международном университете лекцию на тему «Российский закон Паркинсона». Многочисленные «железные законы» властных структур связаны с ситуацией в России.

Больше интересных статей здесь: Новости.

Источник статьи: Когда социальные лифты перестают работать.