Реальная стоимость роста тарифов ЖКХ: обещанные 11% против фактических 20% и выше

С 1 июля в России произошло очередное повышение тарифов на жилищно-коммунальные услуги. Однако реальный рост оказался значительно выше официально заявленных цифр. Власти используют статистические уловки, чтобы представить ситуацию в более выгодном свете, в то время как в платежных квитанциях граждан появляются совершенно иные суммы. Особенно показательно, что были целенаправленно исключены возможности для экономии — например, сильнее всего подорожали «ночные» тарифы на электроэнергию, которыми традиционно пользовались бережливые семьи.

1. Цифры против реальности: как считают «средний» рост

Согласно постановлению правительства, средний рост тарифов ограничен 11%. Однако в документе есть важная оговорка — «предельно допустимое отклонение для каждого города», которое может достигать 10.8%. Таким образом, в некоторых регионах совокупный рост может приближаться к 22%. Но и это не окончательная цифра.

Ключевая проблема кроется в методике расчета. Усредненные 11% складываются из разного роста по отдельным услугам: например, электроэнергия может подорожать на 16%, а вода — лишь на 6%. Если в структуре платежей конкретной семьи электроэнергия занимает большую долю, то ее личные расходы вырастут значительно сильнее среднего показателя.

2. Московские реалии и региональные контрасты

Власти публикуют обобщенные карты, где рост выглядит умеренным, но нюансы замалчиваются. Возьмем Москву, где «предельное отклонение» формально равно нулю. Здесь холодная вода подорожала на 17.4%, канализация — на 14.9%, горячая вода — на 12%, отопление — на 10.5%, газ — на 12.5%, электроэнергия — на 9%. Как из этого набора получаются «средние» 11% — вопрос к статистикам.

Показательно, что самый большой рост «ночных» тарифов на электроэнергию зафиксирован в Московской области — 14%. Это выглядит как наказание для тех, кто старался экономить, используя многотарифные счетчики.

Обратите внимание: При этом, доля студенческих стартапов в новом бизнесе в России в разы меньше, чем в среднем в мире.

Чиновники поясняют, что ограничение в 11% относится к среднему значению по всем услугам, но не запрещает отдельным статьям (тому же отоплению или ГВС) расти значительно сильнее.

3. Лазейки в законодательстве и скачки цен до 50%

Ситуацию усугубляют юридические лазейки. Например, в Департаменте экономики Москвы ссылаются на «маржинальный индекс». А в Новой Москве, где коммунальные услуги часто предоставляются застройщиками, при смене поставщика формально снимаются ограничения по индексации. В результате, по словам председателя Московского жилищного союза Константина Крохина, в некоторых районах цена на горячую воду взлетела на 50%.

Оспорить такие решения крайне сложно — в случае конфликта жителям могут просто отключить услуги. При этом наибольший рост в потребляемых ресурсах показали природный газ (до 23%), горячее водоснабжение и водоотведение (11-14%).

Даже при «скромном» росте тарифов люди ощущают серьезную финансовую нагрузку, поскольку с начала года также выросли взносы на капитальный ремонт и общедомовые расходы, — отмечает доцент Национального университета управления Наталья Казанцева.

4. Особые случаи: Дагестан и Санкт-Петербург

Наиболее тревожная ситуация складывается в Дагестане, где допустимое отклонение составляет те самые 10.8%. Это означает, что совокупный рост может достичь 21.6%, а с учетом местных особенностей начисления — и все 25-30%. В регионе с высокой задолженностью по ЖКХ и сложной социально-экономической обстановкой такой скачок может стать дестабилизирующим фактором.

На этом фоне контрастно выглядит решение властей Санкт-Петербурга. Губернатор Александр Беглов отменил запланированное на июль повышение тарифов на отопление, водоснабжение, водоотведение и вывоз ТКО. Правда, это не касается газа и электроэнергии, тарифы на которые устанавливают федеральные структуры. Тем не менее, эта мера демонстрирует, что у местных властей есть инструменты для смягчения нагрузки на население.

5. Итог: налог на бедность и перспективы

В целом по стране наблюдается самый значительный рост стоимости ЖКУ за последние десятилетия. Экономисты предупреждают, что «пауза» в индексации накануне выборов обернулась резким, болезненным для кошельков граждан скачком. По сути, это превращается в своеобразный «налог на бедность» — плати за постоянно дорожающие базовые услуги или оставайся без них.

Пример Санкт-Петербурга показывает, что при наличии политической воли давление на граждан можно снижать. Однако в большинстве регионов население ожидает еще одной волны индексации до конца года, что сделает и без того тяжелую ситуацию с платежами критической.

Больше интересных статей здесь: Новости.

Источник статьи: «В среднем» тарифы ЖКУ повышаются не более чем на 11%, фактически — на 20% и выше.