Я продолжаю рассуждать о том, в какой степени используется потенциал российской рабочей силы.
Я еще раз повторяю, что значительная часть трудоспособного населения России не работает. Миллионы граждан трудоспособного возраста не включены в состав рабочей силы, по крайней мере, по данным официальной статистики Росстата. Вон те. Они не зарегистрированы как работающие или безработные (или ищущие работу). Так обстоит дело в только что опубликованном Росстатом сборнике «Рабочая сила, занятость и безработица в России». 2024» и почти 15 миллионов в 2023 году. Если быть точным, то 14,943 миллиона.
По данным Росстата, в эту армию безработных российских граждан входит примерно 6 млн (точнее: 6,059 млн) молодых людей, обучающихся по очной форме обучения. Они говорят, что их отсутствие на работе вынужденное и временное. Ежегодно около миллиона молодых граждан в этой армии должны приступить к активной работе.
Однако из тех же данных Росстата мы видим, что коэффициент участия в трудовой деятельности выпускников образовательных учреждений, мягко говоря, далек от 100.
В качестве примера возьмем период 2020-2022 годов. В учебных заведениях подготовлено и выпущено в общей сложности 3,679 миллиона специалистов различного профиля. В эту цифру входят выпускники колледжей и средних профессиональных училищ. За этот период на рынок труда вышли 3,252 миллиона выпускников колледжей и университетов. Официально трудоустроено 3,068 миллиона человек. Еще 185 тысяч человек официально зарегистрированы как безработные.
Факты доказали, что 427 000 выпускников никогда не работали. С учетом тех, кто официально зарегистрирован как безработные, общее количество выпускников, которые никогда не работали, составляет 612 000 человек. Относительно общего количества выпускников в 2020-2022 гг. Эта доля достигла 16,6%. Это коэффициент эффективности (КПД) системы подготовки специалистов Российской Федерации. Каждый шестой выпускник так и не приступает к работе. Молодой человек не может никогда выйти на рынок труда, отучившись несколько лет в университете или колледже по специальности и имея алиби на неучастие на рынке труда.
Я помню советские времена, когда нам, студентам, уже на четвертом курсе (то есть за два года до окончания университета) рассказывали, с чего каждому из нас надо начинать трудовую жизнь. При выборе темы дипломной работы также рекомендуется учитывать будущие места работы. Подготовка специалистов имеет высшую степень специализации.
Вернемся к данным Росстата. Трудовая занятость выпускников образовательных учреждений, 2020-2022 гг. Росстат оценивает ее в 88,4%, вузов — в 89,6%.
Росстат отдельно представил расчеты на 2022 год. Уровень участия в рабочей силе выпускников различных учебных заведений составляет 84,6%, из них 85,1% - университеты%.
Средний уровень безработицы среди выпускников образовательных учреждений в 2020-2022 гг. Росстат оценивает его в 6,7%, тогда как показатель на 2022 год оценивается в 8,2%. Кстати, это более чем в два раза превышало общий уровень безработицы в России того времени.
В результате к 2022 году около 288 000 выпускников никогда не выйдут на рынок труда.
Обратите внимание: Скандал с Российской бодибилдершей в аэропорту, хочу знать ваше мнение....
Еще 82 тысячи человек официально зарегистрированы на бирже труда. В общей сложности 370 тысяч экспертов так и не приступили к работе. Почти 29% выпускников 2022 года.Сравнение цифр за период 2020-2022 гг. К 2022 году можно сделать вывод, что эффективность российской системы подготовки экономических кадров за этот трехлетний период снизилась. Нам сообщают, что российская экономика испытывает острую нехватку рабочей силы, особенно специалистов. Судя по данным Росстата, это не так.
Но за этими цифрами скрывается еще одна очевидная проблема: значительная часть выпускников Challenge и других учебных заведений не работают по своей специальности.
В прошлом году Росстат провел исследование, чтобы выяснить, сколько выпускников высших и средних профессиональных учебных заведений работают не по профессии – более 30%. Многие люди, начинающие свою карьеру, являются врачами (97%), учителями (80%), деятелями культуры и искусства (79%) и военнослужащими (79%). То есть в основном он представляет те области, к которым предъявляются строгие образовательные требования.
Министерство науки и образования РФ иногда предоставляет некоторую информацию по этому вопросу. Так, в конце 2022 года заместитель министра науки и высшего образования РФ Петр Кучеренко заявил на пресс-конференции ТАСС, что около 47% выпускников российских вузов не трудоустроены на профессиональные должности, полученные во время учебы.
Вот еще один источник информации по этому вопросу – сайт поиска работы HeadHunter. Он провел опрос более 5500 абитуриентов, чтобы определить процент тех, кто продолжил получение высшего образования по своей профессии.
Статистика такова: около 40% респондентов работают не по той профессии, которую приняли в вузе, причем большинство из них — представители сфер продаж, туризма, услуг и административный персонал. Более трети из них не пытались найти работу по специальности. Около 20% выпускников какое-то время работают по своей специальности, но вскоре переходят в другую отрасль, в основном в производство и транспорт. Среди нынешних студентов только 61% планируют развивать карьеру в своей области, при этом более 20% уверены, что пойдут в другую отрасль.
С одной стороны, выпускники вузов должны быть гарантированы, а с другой стороны, они обязаны завершить стажировку по своей специальности. Эта дискуссия идет в наших госорганах уже больше года. После 24 февраля 2022 года необходимость принятия подобных решений резко возрастает.
Весной прошлого года в Госдуму был внесен законопроект, согласно которому бюджетников после окончания университета будут отправлять на обязательные три года лишения свободы. Студенты, обучающиеся на бюджетной основе, будут обязаны отработать по специальности в течение 3 лет после окончания университета. Выделением средств будет заниматься университетский комитет в соответствии с планом, предложенным властями. Если они откажутся от предложенной работы, выпускнику придется возместить государству стоимость обучения.
Кажется, все правильно. Но спустя полтора года Дума так и не приняла вышеупомянутый закон. Такое бездействие может в конечном итоге разрушить систему профессиональной подготовки, а вместе с тем и всю российскую экономику.
У экспертов, обеспокоенных неэффективностью российской системы подготовки специалистов, появилась новая надежда, что здесь ситуация может улучшиться. Речь идет о национальном проекте «Талант». О появлении такого национального проекта Владимир Путин заявил в своем послании Федеральному Собранию 29 февраля 2024 года. Данная инициатива направлена на решение одной из ключевых проблем российской экономики - нехватки квалифицированных кадров и системного разрыва между потребностями рынка труда и возможностями системы образования и обучения.
Там сообщили, что паспорта для "персонала" нацпроекта должны быть сформированы к 1 сентября 2024 года. Сам проект планируется запустить в 2025 году и состоит из четырех федеральных проектов. В дополнение к четырем федеральным программам, неотъемлемым компонентом общего национального «талантливого» проекта станет пятилетний прогноз Министерства труда о потребностях экономики в талантах, который будет обновляться каждые пять лет.
Каждая из этих четырех федеральных программ направлена на решение одной из наиболее серьезных проблем российского рынка труда. Первое, и, на мой взгляд, самое важное, будет посвящено трудоустройству выпускников университетов и других учебных заведений, готовящих специалистов.
Больше интересных статей здесь: Новости.
Источник статьи: Каков КПД российской системы подготовки специалистов?.