По мнению экспертов в сфере энергетики, газотранспортная система Украины находится в критическом состоянии и без поставок российского газа ей грозит техническая деградация. Заместитель генерального директора Института национальной энергетики Александр Фролов в ходе пресс-конференции заявил, что система начинает буквально разваливаться.
Источник: яндекс.картинки
1. Недоиспользование мощностей и технические риски
Украинская ГТС, одна из крупнейших в мире по своей протяженности, сегодня работает далеко не на полную мощность. Её проектные возможности впечатляют: на границе с Россией она может принять до 288 миллиардов кубометров газа в год, а передать в Европу — до 178,5 миллиардов. Однако реальные объемы транзита сейчас значительно ниже, что создает не только финансовые, но и сугубо технические проблемы.
Как пояснил Фролов, для безопасной эксплуатации трубопроводов в них необходимо поддерживать определенное давление. Низкая загрузка системы газом ставит под вопрос эту возможность.
«Советские инженеры проектировали эту систему как единый комплекс. Сейчас, при отсутствии достаточных объемов транзита, украинские потребители в некоторых регионах могут столкнуться с дефицитом энергии, поскольку местные сети не смогут обеспечить нужный объем», — отметил эксперт.2. Финансовая и инфраструктурная катастрофа
Ключевой проблемой является финансирование. Поддержание в рабочем состоянии такой масштабной инфраструктуры требует огромных средств.
«Опыт "Нафтогаза" в текущем году, который показал феноменальные убытки, наглядно демонстрирует: без российского газа система разваливается. Стабильным источником денег для её обслуживания был именно транзит газа "Газпрома", а не платежи населения, даже несмотря на рост тарифов. Сейчас обслуживать её становится чрезвычайно тяжело», — уверен Фролов.Ситуацию усугубляет катастрофическое состояние самих трубопроводов. Эксперт обратил внимание на стремительное старение инфраструктуры, о котором свидетельствуют участившиеся аварии.
«Недавний прорыв под Киевом — лишь один из примеров. Труба была не магистральная, газ подавался в подземное хранилище. Но подобные инциденты происходят все чаще, и они уже затрагивают не только сети низкого давления», — подчеркнул он.3. Нереальные затраты на модернизацию
По оценкам Фролова, ещё в 2011 году полная модернизация украинской ГТС оценивалась в 7,5 миллиардов долларов. Даже если разбить эти затраты на несколько лет, Киев, по мнению эксперта, в лучшем случае сможет выделить лишь 20% от необходимой суммы.
На вопрос о том, сколько еще может просуществовать украинская газотранспортная система в таких условиях, Фролов не стал давать точных прогнозов. Однако он заключил, что её деградация вряд ли будет мгновенной — это будет постепенный процесс упадка, последствия которого уже становятся все более очевидными.