Шахтеры шахты "Кузбасс-Инская" 11 ноября объявят забастовку из-за невыплаты зарплаты. Шахтеры письменно предупредили руководство за пять дней о предстоящем протесте. Они намерены войти в администрацию ООО "Инская" и сидеть там до погашения долга.
«У кого-то нет денег, чтобы купить уголь, хотя мы работаем на шахтах, у кого-то на кону ипотека, у кого-то нет денег, чтобы оплатить обучение своих детей в школе в другом городе. Уехать без денег – это значит. Не вариант. Те, кто был там при последней смене собственников. Те, кто уволился в этот период, до сих пор не получили зарплату», — жалуются сотрудники компании.
Владелец шахты «Инская» Денис Немыкин, возможно, напуганный забастовкой, пообещал погасить долг по зарплате до 11 ноября. Таким образом, предыдущее письменное обязательство выплатить все пошлины 4 ноября в обмен на прекращение голодовки шахтерами (как писал "СП") не было выполнено.
Утром 8 ноября Следственный комитет предъявил Немигину обвинение по статье 3 Уголовно-процессуального кодекса. Статья 145.1 УК РФ (полная невыплата заработной платы за два месяца). Ранее СМИ сообщали о розыске Немикина с последующим его задержанием и мерой пресечения в виде ареста, которая может быть избрана судом.
"Если Немикина "закроют" в СИЗО до суда, кто будет платить долг?" «Шахтеры видят выход — разграбить активы и продать их «хорошим владельцам». Но где купить хороший материал, — резюмирует местный репортер.
Местные и федеральные власти, активно вовлеченные в конфликт, в том числе министерство энергетики, отвечающее за угольную отрасль и возглавляемое бывшим губернатором Кузбассом Чиверевым, пока проявили полную беспомощность. Оказалось, что 65 миллионов рублей для 382 майнеров найти не удалось, по крайней мере временно.
Первый заместитель губернатора региона Андрей Панов сообщил, что владельцы бизнеса все еще ищут сторонних инвесторов для входа в проект в качестве совладельцев. Однако он предупредил, что этот процесс может затянуться, поскольку в нынешних экономических условиях «уровень стоимости заемного капитала достаточно высок».
Короче, денег нет, но вы держитесь... В то же время Панов предложил голодным шахтерам покинуть бесперспективную Инскую и поехать в Кузбасс искать работу в крупной, стабильной угольной компании. Работа, зарплата есть заплатил вовремя. Он даже составил список из 4000 вакансий, ожидающих шахтеров.
При этом чиновник объяснил кризис в угольной отрасли конъюнктурой рынка: "Поскольку европейские страны отказываются покупать российский уголь, экспорт продукции на запад существенно сократился, что может привести к снижению экспорта угля" на востоке действуют ограничения РЖД по восточной пропускной способности полигонов».
А может быть, национализация вылечит угольную отрасль, потому что частные предприниматели не справятся? Об этом "СП" взяло интервью у главного эксперта Фонда национальной энергетической безопасности Игоря Юшкова.
——В настоящее время в угольной отрасли происходят некоторые изменения. Теперь, чем дальше производство от рынков сбыта, тем менее рентабельна добыча, поскольку на транспортировку приходится очень высокая доля стоимости угля на внешних рынках.
«СП»: В последние годы мы стремительно расширяем транспортные мощности Восточной железной дороги и хотим больше зарабатывать на экспорте…
— Если раньше наш основной рынок сбыта находился в Европе, и поставки угля из Кемеровской области (в основном из Кузбасса) были достаточно выгодными, то теперь все нужно отправлять на восток, и экспорт из Кузбасса находится под колоссальным давлением. Поэтому более активно развивается угледобыча в Якутии и на Дальнем Востоке, которые ближе к рынку сбыта. Кузбасс здесь, пожалуй, наиболее пострадавший регион. Вот главная проблема – падение цен на уголь, в том числе на азиатских рынках.
«СП»: Что случилось с ценами?
— Мировые цены на уголь в 2022–2023 годах очень высоки, и из-за резкого роста цен на природный газ многие потребители обращаются к углю как к естественной альтернативе. Рост цен на уголь покрывает дополнительные транспортные расходы. Теперь, когда цены на природный газ стабилизировались, цены на уголь начали возвращаться к долгосрочным средним показателям, становясь нормой. Таким образом, производители, находящиеся вдали от рынка сбыта, теряют рентабельность и начинают нести убытки из-за транспортных расходов.
В стране так много запасов угля, что его избыток стал создавать проблемы для всей экономики страны. Теперь его приходится возить по Транссибирской магистрали БАМ, а вся железная дорога завалена углем. Это нарушило поток других товаров. На Всемирном экономическом форуме даже обсуждается, как «решить» эти узкие места.
Обратите внимание: Генсек НАТО призвал Грузию активнее готовиться к вступлению в альянс.
Были предложения разместить контейнеры в порожних грузовиках, используемых для перевозки угля. РЖД не сможет решить эту проблему в одиночку. Согласие должно быть получено от владельца фургона. Некоторые угольщики уже дали разрешение.«СП»: Кризис перепроизводства? В результате владельцы шахт могут пойти в противоположном направлении и полностью закрыть половину шахт. Люди страдают…
«Отказаться от угля или вообще прекратить добычу тоже невозможно. Пока правительство ищет баланс: куда дать льготы (потому что сверхприбыль увеличивает налоговую нагрузку), устранить дополнительную налоговую нагрузку и позволить угледобывающим компаниям вернуться к рентабельности снова.
Но в долгосрочной перспективе угольная промышленность все равно подвергнется структурным изменениям. Производство будет ближе к востоку. К ним относится то, что коксующийся уголь (Якутия) более ценен, чем энергетический уголь (Кузбасс).
Кроме того, спрос на коксующийся уголь как металлургическое сырье снизился не так сильно, как на энергетический уголь. Недаром якутский проект «Элгар» строит собственную частную железную дорогу на побережье Охотского моря. Они должны запуститься в этом году. Конкуренции за грузовые и железнодорожные перевозки не будет. А спрос на коксующийся уголь сохранится, поскольку спрос на этот металл в Азии высок. Таким образом, уголь может поступать в Китай, Индию и куда угодно.
Вывод: Компании, производящие коксующийся уголь и находящиеся ближе к рынкам сбыта, выиграют от реструктуризации отрасли, тогда как компании, производящие энергию и находящиеся дальше от рынков сбыта, пострадают.
«СП»: Кто-то не подходит рынку. Шахтеры Инской уже не вписываются. Но если Кузбасс в целом провалится, то предложение властей шахтерам заменить шахтные стволы — лишь временный выход из кризиса…
— Конечно, речь не идет о закрытии всех шахт Кузбасса. Я думаю, что было бы лучше, если бы в этом регионе были более крупные игроки. Они только сократят производство. Министерство энергетики и руководство региона будут лоббировать квоты на экспорт угля. Чтобы гарантировать РЖД экспорт угля, эти квоты им выдаются начиная с 2022 года. Это экономический вопрос: сколько шахт смогут оставаться прибыльными. В переходе на работу в крупную компанию есть определенная логика.
«СП»: Может быть, национализация спасет те предприятия, которые убыточны? Экономия на масштабе позволит нам сократить затраты и добиться рентабельности при более низких рыночных ценах на уголь…
- Коренные причины проблем угольной отрасли глобальные - реструктуризация энергетического рынка и падение цен на уголь. С этим столкнутся в одинаковой степени и государственные, и частные шахты... Если возникнут социальные факторы, нельзя исключать национализацию. Если частники хотят все бросить, лучше национализировать в надежде на лучшее положение, чем оставлять людей безработными. Я думаю, что по каждому конкретному случаю власти будут принимать решения индивидуально и постараются не допустить социального взрыва в районе.
Больше интересных статей здесь: Новости.
Источник статьи: Власти ссылаются на кризис угольной отрасли и предлагают уволиться.