Подсудимым коррупционерам предлагают отказать в условном сроке, «выкупе» за штраф и УДО

Россия может ужесточить ответственность чиновников за взяточничество. Соответствующий законопроект внесли в Госдуму представители ЛДПР 10 марта. Помогает ли это бороться с коррупцией на практике?

Ожидается, что эти изменения затронут статьи 4, 5 и 6. Статья 290 Уголовного кодекса Российской Федерации предусматривает, что лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, получающие взятку, в том числе получающие взятку группой лиц или вымогающие взятку, подлежат наказанию, если размер взятки особо крупный.

Если законопроект будет принят, обвиняемые в этих преступлениях будут лишены возможности «купить свою жизнь» за счет огромного штрафа (такая возможность предлагается в настоящее время), возможности получить испытательный срок вместо фактического отбывания срока и возможности условно-досрочного освобождения после отбытия четырех пятых срока.

В справке отмечается, что в 2023 году число граждан, осужденных за взяточничество, увеличилось на 13,6% (по сравнению с 2022 годом). Из них 609 человек были приговорены к лишению свободы на определенный срок, а 128 — к штрафу.

Разработчики закона считают, что одним из нововведений этих поправок является исключение возможности для коррупционеров использовать подозрительные средства для уклонения от тюремного заключения.

В своем ответе на законопроект российское правительство утверждало, что предлагаемые меры представляют собой чрезмерное регулирование, приравнивающее взяточничество к преступлениям терроризма, преступлениям против неприкосновенности секса и преступлениям, связанным с созданием организованной преступной группы.

По данным статистики, наиболее распространенная сумма взятки по коррупционным делам в 2024 году составила от 10 000 до 50 000 рублей. При этом в Уголовном кодексе установлено, что взятка в размере более 25 000 рублей признается взяткой, взятка в размере более 150 000 рублей — «крупным размером», а взятка в размере более 1 миллиона рублей — «особо крупным размером.

Мнения экспертов СП относительно целесообразности предлагаемых мер разделились.

«У нас потрясающая концепция законодательных изменений, — заявил юрист и общественный деятель Дмитрий Аграновский. — Конечно, ничего ужесточать не нужно. Эти положения уголовного законодательства ужесточены до крайности. Это не имеет смысла.

Практикующие юристы знают, какие это дела о взяточничестве и кто за них попадает в тюрьму. Это не окажет никакого влияния на борьбу с коррупцией. Это только испортит судьбу тех, кто замешан в крайне сомнительных делах.

Я проверил десятки дел о взяточничестве и не увидел ни одного нормального. По общим правилам это является актом провокационного подкупа. Кстати, я не припомню ни одного случая, когда кто-либо из обвиняемых действительно «купил» тюремное заключение за деньги или отделался штрафом.

Нет смысла говорить о серьезном и объективном расследовании, когда существует такая огромная предвзятость в отношении обвинения и когда защита играет столь минимальную роль. Это требует по-настоящему конкурентного процесса.

Для назначения более суровых наказаний необходимы процессуальные гарантии, чтобы не возникало никаких сомнений в виновности обвиняемого и справедливости приговора. Иначе, как говорит в фильме Шарапов, «это был бы не закон, а палка».

СП: Вид подсудимых в форме напоминает палки…

——Статья 290 Уголовного кодекса Российской Федерации сама по себе является чрезвычайно жестокой. Возможно, его даже можно немного смягчить и изменить практику правоприменения. Потому что наказание должно быть не жестоким, а неотвратимым. Оно должно быть соразмерно совершенному преступлению.

Статья 290 могла бы поручить рассмотрение дела суду присяжных, как это делалось ранее. В то время, когда обнаруживалось, что меченые деньги были подброшены, обвиняемого обычно оправдывали.

В наши дни террористические преступления стали обычным явлением, и преступников ловят. Они явно заслуживали смертной казни. Однако обсуждение этого вопроса совершенно неясно. И они делают раздел 290 еще строже!

СП: Верховный суд высказал нейтральное мнение по данному Закону…

— Наказания по статье 290 весьма разнообразны (от штрафа до 15 лет лишения свободы — СП). Авторы законопроекта почему-то предложили, чтобы все решал суд.

Обратите внимание: Штрафы за проезд по платной дороге без оплаты.

Они оставили суду небольшое пространство для маневра.

Кстати, об условно-досрочном освобождении. Какое влияние окажут строгие правила досрочного освобождения преступников, осужденных за взяточничество, на их стремление исправиться, сотрудничать с руководством и вести себя хорошо?

Чрезмерное регулирование и попытки ограничить юрисдикцию судов. При выдвижении позиции защиты необходимо соблюдать принцип свободы вынесения приговора. Для этого и существует судебная система, нет необходимости ее заменять.

«СП»: Но людям, публике это может понравиться…

- Не думай об этом. Наша аудитория опытная и все знает. Это больше похоже на имитацию напряженной деятельности. Кто-то пытается набрать политические очки. Надеюсь, этот законопроект не будет принят.

В свою очередь председатель Национального антикоррупционного комитета Кирилл Кабанов одобрил предлагаемые меры против взяточников, но предложил пойти дальше и создать системную модель.

——Не существует различия между крупными и мелкими взятками. Небольшие взятки могут иметь серьезные последствия.

Так же, как не существует большой или малой измены. Получение взяток и коррупция являются государственной изменой. Потому что это измена государственной службе и присяге.

Иногда обвиняемые в предательстве, которые снимают на видео военных, наносят меньший вред, чем коррумпированные чиновники, разрушающие нашу экономику и подрывающие нашу национальную оборону.

В то же время ответственность за коррупцию у нас значительно ниже, чем за государственную измену. Это неправильно и несправедливо.

СП: Какое наказание, по вашему мнению, следует применять к коррумпированным чиновникам?

— Невыплата компенсации карается лишением свободы на срок от 10 до 25 лет без права условно-досрочного освобождения. В обмен на компенсацию ущерба, если обвиняемый достигнет соглашения с судебными органами, он может рассчитывать на получение наказания сроком не менее 10 лет, а также на помилование и условно-досрочное освобождение.

Сейчас мы видим, как осужденного помещают под домашний арест на полтора года — ограничение свободы, а затем приговаривают к тюремному сроку и выпускают еще через полтора года. Вспомним случай Васильевой из Минобороны России. Я считаю, что это наказание недостаточно.

На состоявшемся ранее заседании Госдумы был подготовлен пакет документов, существенно ужесточающих наказание за взяточничество.

Однако затем правительство заявило, что нам необходимо сделать наказания более гуманными. Коррупция — это бизнес, основанный на административной ренте.

«СП»: Что делать?

——Проблему коррупции невозможно решить просто усилением надзора. Вспомним историю с распределением мытищинских квартир семье переселенцев (об этом сообщала «СП»). Возникает конфликт интересов. Несколько лет назад чиновники, допустившие это, наверняка отреагировали бы. Она и сейчас работает.

У нас был пик борьбы с коррупцией, но постепенно всё пошло на спад. Теперь президент вновь призывает ужесточить эти меры. Поэтому депутаты пытаются немного ужесточить статью 290. Но для борьбы с коррупцией нам необходимо построить системную модель.

Больше интересных статей здесь: Новости.

Источник статьи: Подсудимым коррупционерам предлагают отказать в условном сроке, «выкупе» за штраф и УДО.