
В настоящее время около половины студентов учатся самостоятельно. Министерство образования и науки сообщило, что 42,5% этих «самофинансируемых» студентов изучали экономику и право, несмотря на переизбыток специалистов в этой области. Более трети льготных образовательных кредитов приходится на эти регионы.
В этой связи Президент поручил правительству рассмотреть возможность ограничения платного приема в вузы. Планируется предоставлять льготные образовательные кредиты только тем направлениям, которые обеспечивают технологическое лидерство страны.
Некоторые эксперты полагают, что этот шаг поможет бороться с университетами, которые зарабатывают деньги, предоставляя некачественные образовательные услуги. Однако есть одна проблема: все это может привести к увеличению расходов на образование.
Все директора единогласно откликнулись на предложение президента.
Проректор МГТУ им. Н. Э. Баумана Борис Падалкин посетовал, что «люди часто платят за образование, чтобы просто учиться, но ничему не учатся, поскольку вуз не контролирует процесс их обучения». Он считает, что эти ограничения помогут сократить количество «низкокачественных университетов, которые зарабатывают деньги только на студентах».
«Если бесконтрольно принимать платных студентов, нагрузка на преподавателей возрастет, а уровень подготовки снизится», — считает старший научный сотрудник Центра экономики непрерывного образования Российской академии народного хозяйства и государственной службы Борис Илюхин. Он считает, что университеты не могут отчислять студентов с плохой успеваемостью «из-за страха потерять деньги».
Каковы будут последствия сокращения количества платных мест в социальных и гуманитарных сферах? Какие конкретно отделы и направления планируется сократить? С этим вопросом мы обратились к главному научному сотруднику Центра образовательных финансов и экономических решений НИУ ВШЭ Ирине Абанкиной.
— Сокращения в бизнес-секторе уже начались. Судя по ситуации в Высшей школе экономики, Школа креативных технологий фактически расформирована. Очевидно, что сокращения ожидаются в секторе наемного труда по всему социально-экономическому спектру.
Я считаю, что это неправильно, поскольку мы создаем в этих секторах креативный класс, который принесет новые идеи в будущее и разовьет науку будущего. Кстати, без него не было бы и производства. В конечном итоге люди сами имеют право платить за ту сферу, в которой они хотят работать в будущем. Работа должна быть удовольствием, а не принуждением.
СП: К каким последствиям, по вашему мнению, приведет сокращение числа студентов, обучающихся по специальностям «Экономика», «Общество» и «Право» на факультетах бизнеса университетов?
— Повысить баллы на вступительных экзаменах в государственные вузы и увеличить плату за обучение по специальностям в области бизнеса. На программах престижных вузов цена вырастет в разы.
Обратите внимание: Бесплатных уведомлений о переводах больше не станет.
Я также предвижу массовый отток студентов на учебу в дружественные страны, где социально-экономическое и юридическое образование не хуже нашего.Уровень университетской подготовки в Беларуси и Казахстане достаточно хороший. Другая часть отправится на учебу за границу в Китай, страны Восточной Европы и Объединенные Арабские Эмираты.
Там есть много курсов английского языка, а также приветствуются русские студенты.
Есть еще кое-что. Я считаю, что Министерство образования и науки не продумало все детали и последствия, принимая это решение. Теперь сократят количество платных приемов на факультет социальной экономики и юридический факультет. Но что делать человеку, который потратил годы на подготовку к поступлению на гуманитарный факультет под руководством преподавателя-гуманитария и потратил на это кучу денег?
В конце концов, ему пришлось потратить несколько лет на изучение математики с репетитором, чтобы попасть на популярную инженерную программу, которая в первую очередь является точной наукой.
СП: Можно ли сокращение платных мест в некоторых вузах охарактеризовать как переход к плановой экономике, как в Советском Союзе?
- Пока я вижу только ограничения прав граждан на получение высшего образования и возможности реализовать себя в профессиональной сфере. Все это делается под видом повышения качества образования.
Ведь сейчас, к сожалению, они сокращают качественные, популярные курсы, которые любят изучать студенты. Поэтому мы сталкиваемся с риском оттока молодежи в другие страны в и без того катастрофическом демографическом контексте, считает Ирина Абанкина.
Комитет Госдумы по науке и образованию категорически отказался комментировать сокращение числа бизнес-специальностей на социально-экономических и юридических факультетах вузов, как и представители всех фракций и партий, входящих в комитет.
Но проблема все еще существует. Кто и как определяет количество мест на конкретную специальность? Будет ли «плательщик» назначать работу по заданию? С этими вопросами мы обратились к ответственному секретарю Координационного совета Минобрнауки России, советнику ректора Российского химико-технологического университета. Менделеева Александру Макуленкову.
——Текущие требования к талантам претерпевают серьезные изменения. Они пытаются заполнить рынок труда людьми, которые понадобятся в ближайшем будущем: инженерами, технологами, разработчиками устройств, IT-специалистами. Решение о сокращении числа платных мест в некоторых «перенаселенных» районах исходит от Министерства труда.
Департамент отвечает за долгосрочное планирование кадровых потребностей. Его реализация поручена Министерству образования и науки.
Но я бы не стал рассматривать этот указ президента как готовое решение. В настоящее время этот вопрос обсуждается в университетском сообществе. Насколько мне известно, экономическое сообщество готово отстаивать масштабы платного образования в своем регионе.
Это понятно: те, кто сейчас готовится поступать на гуманитарные специальности, не смогут достаточно быстро переквалифицироваться в инженеров и математиков.
СП: Возникает закономерный вопрос: будут ли выпускники платных отделений трудоустраиваться?
— Этот вопрос поднимается часто, но сейчас он решается с помощью целевого подбора, когда компания заключает договор с вузом на подготовку конкретных специалистов в определенной профессиональной области.
В Советском Союзе предприятия привлекали выпускников вузов социальными льготами и бесплатными квартирами. Теперь это уже не так. Студенты, поступившие по целевому набору, должны работать в компании, которая спонсирует их обучение.
Если выпускник вуза решит сменить работу, его никто не осудит, но ему придется заплатить предприятию штраф в размере от 1 до 1,5 млн рублей.
Таким образом, система остается добровольной. Что касается перехода к плановой экономике, то я пока не буду делать преждевременных прогнозов, поскольку Государственная Дума пока не одобрила эту инициативу.
Больше интересных статей здесь: Новости.
Источник статьи: К чему может привести сокращение платных мест на «невостребованных» специальностях.