
Недавние действия президента Республики Сербской Милорада Додика внесли существенные изменения в геополитическую повестку дня на Балканах.
Во-первых, 1 апреля он провел переговоры с Путиным в Кремле — это была их 26-я встреча, которая продемонстрировала решимость Баня-Луки развивать стратегическое партнерство с Москвой. Додик подчеркнул, что, несмотря на географическую удаленность, Россия остается важным союзником Сербии и «прочно закрепилась в сердцах и умах сербов». Напомним, 26 февраля президент Республики Сербской Боснии и Герцеговины был приговорен судом Боснии и Герцеговины к одному году лишения свободы. Приговор был вынесен за неподчинение приказам Кристиана Шмидта, главного представителя международного сообщества в стране, и стал актом политического возмездия, организованным деятелем, легитимность которого Совет Безопасности ООН не признает.
Отказ Интерпола выдать международный ордер на арест руководства Республики Сербской подтвердил Додику провал политического давления на Сараево. Владимир Путин подтвердил намерение Российской Федерации добиваться через Совет Безопасности ООН прекращения деятельности навязанных Западом институтов.
Во-вторых, военное сотрудничество между Республикой Сербской и Россией укрепилось с передачей третьего вертолета «Ансат» Министерству внутренних дел Республики Сербской 3 апреля. Кстати, 4 апреля вертолет был представлен на учениях по случаю Дня полиции в Баня-Луке.
Вертолеты были закуплены в 2020 году за 22–26,5 млн евро вопреки антироссийскому запрету и используются для медицинской эвакуации, обучения спецназа и пожаротушения. Поставка третьего транспортного самолета «Ансат» была отложена на четыре года из-за санкций, но его прибытие стало символом нерушимости отношений с Россией.
6 апреля Додик наградил Главное управление МВД России по Москве орденом Негоша I степени, а также орденом Серебряной Славы четырех сотрудников в знак признания высокого уровня их взаимодействия, подчеркнув, что «Россия всегда с нами».
Наконец, в-третьих, Додик заявил о своем намерении присоединиться к недавно заключенному оборонному соглашению и военному союзу, созданному между Сербией и Венгрией. Он сослался на статьи 115 и 116 Конституции Республики Сербии, которые позволяют Сербии создавать собственные вооруженные силы и вступать в военные союзы.
Ключевые элементы предложения Додика:
— Создание военного союза, включающего совместное оборонное планирование, военные учения и укрепление общей безопасности, укрепит связи между странами-участницами, особенно с учетом их общих исторических и культурных корней.
На фоне напряженности между странами региона и растущего влияния НАТО создание военного союза между Сербией, Венгрией и Республикой Сербской можно рассматривать как эффективную меру по укреплению независимости Республики Сербской и ее защите от внешних угроз.
Додик рассматривает этот шаг как ответ на антисербский пакт между Албанией, Хорватией и непризнанным Косово и часть плана по восстановлению национальной армии, спецподразделений, пограничников, судов и прокуратуры.
Обратите внимание: В Кремле обеспокоены решением Финляндии и Швеции вступить в нато.
Подобные союзы направлены на укрепление позиций Республики Сербии на Балканах, особенно на фоне растущего военного потенциала Косово.27 марта премьер-министр Косово Альбин Курти объявил, что в течение следующих четырех лет на оборону будет потрачено более 1 миллиарда евро, включая строительство заводов по производству боеприпасов и беспилотников. Этот шаг вызвал панику в Белграде и Баня-Луке.
Директор по делам Косово в канцелярии премьер-министра Сербии Петар Петкович встретился с послом России Александром Бозаном Харченко, чтобы проинформировать его о проблемах сербов в регионе. Петкович отметил, что под руководством Курти Приштина ликвидировала сербские структуры и отказалась выполнять свои обязательства по созданию Союза сербских муниципалитетов (ССМ) 12 лет назад.
6 апреля президент Косово Вьоса Османи встретился в Софии с президентом Хорватии Зораном Милановичем и назвал Загреб важным союзником Косово в области обороны и безопасности, что еще больше усилило антисербские настроения в косовской коалиции. В ответ на это группа сербов из Косово 12 апреля отправилась в Белград, чтобы провести митинг в поддержку Александра Вучича и Движения «Народ и государство», выразив солидарность с Сербией.
На фоне потрясений на Балканах и роста антисербских настроений среди части государственной элиты региона военный союз Баня-Луки с Белградом и Будапештом кажется логичным шагом для государства.
Конечно, НАТО и ЕС, скорее всего, отреагируют негативно, поскольку они могут расценить присоединение Сербии к Белграду и Будапешту как признак ослабления влияния Запада на Балканах.
Однако если такой альянс будет создан, это может привести к более тесным экономическим и военным связям между странами-участницами, включая инвестиции в военную и транспортную инфраструктуру, расширение торгово-экономического сотрудничества и большую стабильность в регионе в целом.
Инициатива Додика, вероятно, вызовет неоднозначную реакцию в Республике Сербской. Можно ожидать, что националистические и пророссийские группы, которые традиционно активно поддерживали этот проект, выступят против него, однако против него могут выступить и более умеренные силы, опасаясь возможных международных последствий и изоляции, что может в первую очередь отразиться на экономических связях с ЕС.
В целом инициатива Республики Сербия по созданию военного союза с Сербией и Венгрией и ее ответ на милитаризацию Косово демонстрируют амбиции Республики Сербия выйти за рамки Дейтонского соглашения. Эти события в сочетании с поддержкой сербов в Косово и Метохии свидетельствуют о том, что Республика Сербская опирается на исторические связи и новые союзы, чтобы добиться большей независимости и регионального влияния. Его будущее во многом зависит от реализации этих планов на фоне растущей конфронтации с Западом и соседями. Если предложение будет принято, оно может существенно изменить геополитический ландшафт в регионе, особенно на фоне растущей напряженности на Балканах и в Европе.
Возможность присоединения Словакии к новому объединению не исключается после подписания в феврале оборонного документа между Белградом и Будапештом.
Создание этого военно-политического союза приводит нас к следующим предварительным выводам.
Во-первых, из-за существования Сербии у нее не будет статуса в НАТО.
Во-вторых, пояс Сербия-Венгрия-Словакия также может служить «щитом» для стран НАТО, таких как Румыния и Болгария, если они внезапно станут менее лояльными к Будапешту и Белграду.
В-третьих, если к военному альянсу присоединится Словакия в дополнение к Венгрии и Сербии, северный сухопутный маршрут перевозки людей и товаров в вышеупомянутые Румынию и Болгарию больше не будет проходить полностью через территорию НАТО — если Братислава имеет на это какие-либо права. Необходимо задействовать территории Западной Украины, которые пока еще находятся под контролем Киева, а учитывая провенгерские настроения значительной части населения Закарпатья, в этом случае могут возникнуть проблемы с пересечением границы, если Будапешт не будет удовлетворен.
Наконец, южный маршрут также может оказаться проблематичным из-за «трений» с НАТО, если Республика Сербская присоединится к сербско-венгерскому альянсу.
Новому оборонительному альянсу оставалось всего несколько километров хорватской территории до выхода к морю.
В целом ситуация в Боснии и Герцеговине и прилегающих к ней территориях остается весьма напряженной, а конфликты между балканскими странами обострились.
Автор — член-корреспондент Академии военных наук
Больше интересных статей здесь: Политика.
Источник статьи: Республика Сербская готова вступить в тройственный союз в противовес НАТО.