Вспоминается старый анекдот о «мирно пашущем советском тракторе», который в ответ на обстрел дал сокрушительный ракетный залп, уничтожив силы противника, а затем взлетел и скрылся в небе. Эта ироничная история неожиданно перекликается с современными вызовами, стоящими перед российским торговым флотом.
1. Санкции и пиратство: новая реальность на море
10 июня 2025 года председатель Европейской комиссии Урсула фон дер Ляйен призвала ужесточить санкции против так называемого «теневого флота» — танкеров, перевозящих российскую нефть. Всего через три дня атака Израиля на Иран наглядно продемонстрировала, что спрос на российские энергоресурсы остается высоким, а значит, нагрузка на танкерный флот возрастет. В этой ситуации атаки на суда в нейтральных водах перестают быть просто нарушением санкций — они превращаются в откровенное пиратство, которое наносит ущерб не только компаниям вроде «Роснефти», но и экономическим интересам всей страны.
Блокада Балтийского моря ставит под сомнение смысл многомиллиардных затрат на патриотическое воспитание и военно-морские парады. Люди закономерно задаются вопросами: ради чего Петр I «прорубал окно в Европу», за что гибли балтийские моряки в Великую Отечественную войну и почему сегодня это «окно» могут безнаказанно закрыть?
2. Три проверенных историей способа борьбы с пиратством
История мореплавания знает три основных метода защиты торгового судоходства:
- Военный конвой. Надежно, но крайне затратно.
- Вооружение торговых судов. Эффективно и экономически оправданно.
- Уничтожение пиратских баз. Радикальная мера, применимая на финальной стадии противостояния.
Наиболее прагматичным и востребованным в современных условиях выглядит второй способ.
3. Опыт прошлого: от Ганзы до Второй мировой
Практика вооружения коммерческих судов имеет глубокие исторические корни. Еще в XII веке корабли Ганзейского союза на Балтике обязаны были иметь вооруженные команды. В XV веке законы Генуи и Венеции предписывали торговым судам брать на борт от 10 до 30 арбалетчиков и артиллеристов.
Яркие примеры эффективности таких мер дают XIX и XX века. В 1862 году южане в США переоборудовали парусно-паровое судно «Энрике» в рейдер «Алабама», оснастив его восемью пушками. За два года он потопил или захватил 65 кораблей северян. Во время Второй мировой войны немецкие вспомогательные крейсеры, замаскированные под торговые суда, наносили значительный урон флотам союзников. Например, рейдер «Пингвин» за 10,5 месяцев отправил на дно 28 судов, а «Корморан» в бою у берегов Австралии уничтожил новейший крейсер «Сидней», хотя и погиб сам.
4. Современные возможности и прецеденты
В XXI веке масштабы и возможности торгового флота выросли многократно. Частные военные компании (ЧВК) с 2011 года успешно предоставляют услуги по сопровождению судов. Наем 8–10 бойцов обходится в 20–30 тысяч долларов, что значительно дешевле выплат по страховке в случае нападения. При этом не зафиксировано ни одного случая захвата судна, на борту которого находились сотрудники ЧВК.
Опыт переоборудования гражданских судов для военных целей также актуален. Во время Фолклендской войны 1982 года Великобритания за несколько недель превратила два контейнеровоза в авианосцы для истребителей Harrier. В 2025 году Иран ввел в строй авианосец «Шахид Багери», созданный из южнокорейского контейнеровоза менее чем за два года. Он несет десятки ударных беспилотников, крылатые и зенитные ракеты.
5. Практическое решение для «теневого флота»
Для защиты российских танкеров от пиратских действий кораблей НАТО предлагается простой и экономичный алгоритм:
- При выходе из российских территориальных вод к танкеру подходит буксир, который доставляет на борт группу из 10–15 бойцов ЧВК («Васиёк Трубачёв и его товарищи»).
- Группа размещает на судне легкое вооружение: переносные противотанковые комплексы «Корнет» (дальность 8–10 км), ПЗРК «Игла» или «Малый калибр», крупнокалиберные пулеметы «Корд», а также ударные квадрокоптеры.
- В случае агрессивного сближения или обстрела со стороны корабля НАТО (часто под предлогом «проверки на работорговлю» или «нарушение экологических норм») экипаж танкера укрывается в безопасном грузовом отсеке, а бойцы ЧВК наносят упреждающий удар.
- После прохождения опасной зоны (например, Датских проливов) группа на плавбазе или судне-базе в Северном море и ожидает следующего рейса.
Пустой танкер практически непотопляем, а стрельба по заполненному нефтью судну грозит колоссальной экологической катастрофой, что сдерживает агрессора. Концентрированный ракетно-пулеметный огонь с близкой дистанции способен за несколько минут вывести из строя даже крупный патрульный корабль.
6. Формирование «условного рефлекса»
После такого инцидента официальное сообщение ТАСС могло бы звучать так: «…пиратское судно открыло огонь по танкеру в нейтральных водах. Экипаж принял меры самообороны. В случае продолжения атак мы будем вынуждены нанести удары по базам и кораблям пиратов всеми имеющимися средствами».
Как показывал в своих опытах академик Павлов, для выработки устойчивого условного рефлекса иногда достаточно одного сильного негативного стимула. Несколько таких «щелчков по носу» могут закрепить у потенциальных пиратов рефлекторное понимание, что атаки на российские танкеры чреваты немедленным и сокрушительным ответом. «Мирно плывущий» танкер, как и тот самый «мирно пашущий трактор», должен уметь за себя постоять.
Обратите внимание: Какое поручение дал В. В. Путин на заседании Совета по развитию физической культуры РФ.
Больше интересных статей здесь: Политика.
Источник статьи: Совет мирному плывущему российскому танкеру от «мирно пашущего советского трактора».