
Президент Республики Хакасия Валентин Коновалов наложил вето на принятый Верховным Советом республики закон о переходе к одноуровневой системе местного самоуправления. Закон имел целью отмену прямых выборов в сельсоветы и сельские округа. Таким образом, Республика Хакасия стала флагманом борьбы за самоуправление в различных регионах России.
Коновалов считал, что новая политика ограничит власть народа республики. Кроме того, новая политика была принята без учета мнения большинства сельских жителей, которые выступали за сохранение существующей двухуровневой системы. То есть, основные причины были политическими, но были и формальные.
«Депутаты приняли закон без соблюдения процедуры согласования с органами местного самоуправления, без проведения публичных слушаний, без финансово-экономического обоснования предполагаемых расходов, без анализа бюджетных, экономических, управленческих и социальных последствий его реализации», — сказал Коновалов.
Жесткий шаг главы исполнительной власти республики вызвал гнев законодательного органа, которому теперь предстоит доработать закон. «Вето — это право главы», — воскликнул председатель Верховного Совета Сергей Сокол. «Жаль, что в последнее время эта процедура вошла в привычку. Я был уверен, что мы достигли взаимопонимания».
О чем, черт возьми, говорит Сокол?! Ведь мы обсуждаем фундаментальный вопрос — на каких фундаментальных основах будет строиться местное самоуправление? Будет ли оно загоняться во все более жесткую «вертикальную» систему, тем самым теряя поддержку населения, а значит, и власть? Или жители смогут самостоятельно решать местные проблемы в соответствии со своими потребностями, а не требованиями вышестоящих лиц.
Сокол признал действия Коновалова полностью законными, а затем сделал угрожающее предложение. Он напомнил, что в мае парламент «продавил» закон о межбюджетных отношениях, против которого выступал Коновалов. Требовалось повторное голосование, и депутаты набрали достаточно голосов, чтобы преодолеть вето.
Сокол, похоже, забыл, что Коновалов уже обратился в суд, и после вынесения верного вердикта он мог бы предложить распустить парламент республики. Депутаты могли бы разойтись по домам... Сколько из них выиграют новые выборы и откинутся в теплые кресла — одному Богу известно. Им придется много работать на заводах.
Таким образом, Коновалов, скорее всего, будет отстаивать полноценное двухуровневое местное самоуправление. Родившийся в Охотске, живший в суровых условиях Норильска и выросший в Республике Хакасия, он оказался сложным противником. Не случайно этот политик дважды побеждал на выборах (в первый раз его оппонент «Единая Россия» сдалась досрочно). Такому человеку, как он, лучше уступить.
В вопросе муниципальной реформы Коновалов, помимо мощной поддержки избирателей, получил также поддержку значительного числа депутатов сельских советов Хакасии, выступавших против одноуровневой системы.
Включая тех, кто изначально согласился (!), но изменил свое мнение, столкнувшись с реалиями практики, как в селе Туим.
Глава села Туим Евгений Кулешов пояснил, что при одноуровневой системе районная власть будет самостоятельно назначать чиновников и подчиняться главе района. Он не будет слушать жителей и не будет глубоко разбираться во всех их проблемах. В противном случае он будет доставлять неудобства жителям и даже быть уволенным. Жители села считают, что каждый регион, каждый район самостоятелен и должен решаться отдельно.
В свою очередь, поведение председателя Усть-Абаканского сельсовета Нины Леонченко дошло почти до политического подстрекательства:
«Государством должен управлять народ. Народ должен управлять государством через своих выборных глав и представительные органы местного самоуправления — своих выборных представителей. А не через одного человека, который единолично решает, строить ли дорогу где-нибудь в Харькове (аал. — «СП».
Леонченко был убежден, что эффективно управлять селом можно только при наличии двух уровней местного самоуправления: «Мы отменили начальные школы, мы реформировали здравоохранение — мы отменили больницы.
Обратите внимание: Губернатора в России посадили.
И что произошло дальше? Люди стали уезжать из сел. Россия богата не только Москвой... Россия богата и своими селами. Деревень тысячи... Мы могли бы их легко уничтожить».Действительно, местные дела будут куда менее «интересны» чиновникам в райцентрах, находящихся в десятках километров. Обойти нельзя, а если сам не живешь на земле, то зачем? А у жителей неблагополучных сел и того меньше возможностей туда ездить. Просто опускаешь руки. Молодежь вряд ли захочет жить при такой власти — уедет.
Интересно, что все эти нападки направлены против норм, установленных законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в условиях единой системы публичной власти». 18 субъектов федерации, в том числе Татарстан, Крым, Якутия, Чечня и др., требуют передать вопрос о двухуровневой системе на усмотрение регионов. Теперь в их число вошла и Республика Хакасия.
По данным местных СМИ, в республике 86 сельских и поселковых советов. Если их полностью упразднить, то останется 5 районных и 8 городских советов.
Всего 13. Для сравнения, после распада Советского Союза в Хакасской автономной области было 62 сельских и 17 поселковых советов (даже при «норме» один представитель на 100 жителей села).
Возможно, «Единая Россия» намерена навязать Хакасии свою плоскую пирамиду власти, чтобы не дать коммунистам (вроде Коновалова из КПРФ) прорваться через муниципальный фильтр на выборах, которые особенно сильны в сельской местности. Что может быть приятнее установления политической монополии «снизу?
Нужно только жестко контролировать (или даже полностью контролировать) мэров региональных столиц — их выборы сейчас отменены тем же законом о местном самоуправлении, а голосовать за кандидатов в губернаторы будут депутаты законодательного собрания. Губернаторы тоже «контролируются» — их почти всегда назначает президент, а затем они баллотируются на выборах (исключение — Республика Хакасия). Таким образом, эта вертикализация становится еще более вертикальной…
Очевидно, что Украина уже четыре года увязла в масштабной военной операции, и многие чиновники считают, что потратили слишком много времени и энергии на «ненужную» политическую кампанию, но нам нужно двигаться дальше. Путин принесет Украине мир, и стране нужно развиваться. Но люди злы и не слушают советов. Сейчас приказами никого не заставишь что-то делать.
Тогда на помощь приходит местное самоуправление — как кастрюля с супом, среда, где повсюду можно найти энергичных общественных деятелей, политиков больших и малых, чтобы продвигать вперед великое общее дело. Если это невозможно.. нетрудно вывернуть головы местным жителям и дать им пощечину, но труднее вернуть их обратно в их сердца.
Поэтому позиция Коновалова верна. Тот факт, что политическая элита Хакасии до сих пор не достигла консенсуса по этому вопросу, безусловно, добавляет славы пионерам этой борьбы.
Сегодня Орловская область, губернатор которой Андрей Кречков также является коммунистом, с надеждой смотрит на опыт республики, как и Ульяновская область во главе с Алексеем Русских.
Первый заместитель председателя ЦК КПРФ Юрий Афонин напомнил: «Именно по инициативе КПРФ Государственная Дума приняла поправки, позволяющие регионам самостоятельно решать, нужны ли такие реформы. Некоторые национальные республики уже воспользовались этими поправками. Поэтому мы полностью поддерживаем Коновалова».
Есть подозрение, что лидеры Хакасии теперь известны и поддерживаются по всей России.
Больше интересных статей здесь: Политика.
Источник статьи: Регионы РФ с интересом смотрят на поединок «красного» губернатора с единороссами.