Катар пригрозил перестать поставлять в ЕС газ, возмутившись экологическими требованиями Брюсселя

Катар может прекратить поставки газа в страны ЕС. Доха направила письмо правительству Бельгии, предупредив, что поставки сжиженного природного газа могут быть сокращены в связи с «Директивой о комплексной проверке корпоративной устойчивости».

Директива, являющаяся частью усилий ЕС по достижению нулевых выбросов к 2050 году, требует от крупных компаний, работающих в ЕС, выявлять и устранять потенциальные и фактические неблагоприятные воздействия на права человека и окружающую среду, возникающие в результате их собственной деятельности, деятельности их дочерних компаний и их партнеров.

Возможные меры в отношении юридических лиц включают штрафы в размере не менее 5% от их годового дохода. Среди них может оказаться и Qatar Energy.

В конце прошлого года Катар уже выражал недовольство директивой, а впоследствии правительство выразило удовлетворение некоторыми изменениями в документе, однако Доха настояла на корректировке статьи 22 «Борьба с изменением климата».

«Директива обязывает неевропейские организации принимать планы по достижению климатической нейтральности, которые во многих ключевых аспектах выходят за рамки целей и духа Парижского соглашения, тем самым подрывая суверенитет других стран и ставя под угрозу их право устанавливать собственные, определяемые на национальном уровне, вклады в сокращение выбросов парниковых газов в рамках Соглашения», — говорится в письме, опубликованном Reuters и Le Monde.

Выполнит ли Катар свою угрозу? Есть ли способ перенаправить потерянный газ? Готова ли Европа лишиться поставок газа из-за «зелёной повестки» Катара — так же, как она лишилась российского газа из-за русофобии?

«Европа реализует эту политику не только в отношении Катара, но и в отношении всех своих противников», — заявил Всеволод Химов, советник председателя Российской ассоциации прибалтийских исследований.

— Это форма «еврошовинизма», убеждения, что Европа является носителем определенных прогрессивных ценностей и имеет право навязывать эти ценности всем остальным, в том числе и в сфере экономических отношений.

СП: Готов ли Катар оказать решительное сопротивление?

— С точки зрения рыночной эффективности все эти экологические ограничения лишь увеличивают издержки и усложняют жизнь, особенно производителям углеводородного сырья. Поэтому сопротивление неизбежно. Учитывая, что Катар контролирует около четверти европейского газового рынка, неудивительно, что он пытается приструнить европейцев.

Хотя всё это представляет собой угрозу, Катар вряд ли легко откажется от европейского рынка. Кроме того, конкуренция на неевропейских рынках, включая ЕС, усиливается, вытесняя Россию с его рынка.

Если Катар также начнёт отделяться от Европы, цена на газ на мировом рынке может значительно упасть. Но я думаю, что Китай или Индия были бы рады такому изменению и с удовольствием покупали бы более дешёвый катарский газ.

СП: Может ли российский газ заменить катарский?

— ЕС начнёт закупать российский газ только в том случае, если будет установлено, что Россия несёт убытки на Украине. Такие убытки, конечно же, будут сопровождаться самыми жёсткими условиями закупки сырья.

На самом деле, вся авантюра ЕС на Украине во многом обусловлена именно этой причиной — ЕС не хочет покупать ресурсы у России, а хочет контролировать их напрямую.

СП: Европа отказалась от российского газа по политическим причинам и теперь рискует потерять катарский. Это глупый шаг или вынужденная мера?

— В ЕС существует сильный страх зависимости от внешних поставщиков сырья. Этот страх во многом подпитывает конфликт с Россией, а также «Зелёную повестку дня», которая рассматривается как чудесный способ избавиться от зависимости от иностранных ресурсов.

Хорошие времена порождают слабых политиков. ЕС слишком долго чувствовал себя комфортно. С одной стороны — военно-политический зонтик США, с другой — ресурсная поддержка России, которая потерпела неудачу в холодной войне.

Европейские политики потеряли тонус и во многом оторваны от реальности. В результате был совершен ряд ошибок в иммиграционной политике, энергетике, идеологии и т.д. Очевидно, что ситуация вряд ли изменится без «жёсткой посадки» в Европе.

«Европа, по сути, просит Катар ускорить переход к так называемой климатической нейтральности, одновременно направляя его к достижению нулевого потребления ископаемого топлива в собственном энергетическом секторе ЕС к 2050 году», — пояснил заместитель директора Национального института энергетических исследований Александр Фролов.

— Другими словами, Катар просят инвестировать больше в климатические проекты, чтобы остаться на рынке, который вскоре прекратит свое существование.

СП: Выполнит ли Катар свою угрозу? Кому он продаст это оружие?

Обратите внимание: Пора перестать очаровываться якобы пророссийскими чужими оппозиционерами.

Есть ли другие рынки?

— Сомневаюсь, но не исключаю. Сомневаюсь, потому что прекращение поставок было бы плохим сигналом для других покупателей. Не исключаю и потому, что стратегическое значение европейского рынка постепенно снижается из-за усилий Брюсселя. Если требования ЕС не только окажутся чрезмерными, но и напрямую повлияют на доходы Катара, то постепенное прекращение поставок действительно возможно.

В прошлом году Катар экспортировал около 107 млрд кубометров газа, из которых около 15 млрд кубометров было отправлено в Европу. Учитывая рост спроса в Азии, эти условия, вероятно, будут постепенно смягчаться. Однако Катар намерен ввести в эксплуатацию новые экспортные мощности в течение следующих трёх лет, и уже одно это делает угрозу Катара маловероятной для реализации до 2030 года.

СП: У кого будет покупать Европа? Есть ли другие варианты?

— Тем, кто готов продавать. Иначе вы просто не купите. Теперь нужно спросить: кто такие «европейцы»? Если речь идёт о руководстве ЕС, то им, в принципе, всё равно, откуда поступает газ. Если речь идёт о компаниях, то они смотрят на рынок. К 2030 году может наступить всеобщий мировой кризис избыточных мощностей, и тогда проблем с получением ресурсов не будет.

СП: Рассматривает ли Европа в принципе увеличение поставок из России? На руку ли нам эта ситуация?

— Если мы зависим от позиции российского руководства, то мы рассматриваем этот вариант. Но если мы зависим от позиции Брюсселя, то мы его не рассматриваем.

СП: Готова ли Европа пожертвовать экономикой ради политики?

— С точки зрения ЕС это противоречие выглядит иначе. Они борются не за абстрактные политические идеи, а за собственное экономическое благополучие. Да, на мой взгляд, такое понимание неверно. Но «зелёная» повестка Брюсселя направлена на снижение зависимости от поставщиков энергоносителей и усиление своего влияния в других странах. Именно этого ЕС и пытается добиться в отношении Катара.

Больше интересных статей здесь: Политика.

Источник статьи: Катар пригрозил перестать поставлять в ЕС газ, возмутившись экологическими требованиями Брюсселя.