Конформизм как упругая деформация общественного сознания

27.03.2020

Конформизм как упругая деформация общественного сознания

Мемориал героической обороны Одессы, посвященный героической обороне Одессы во время Великой Отечественной войны, в народе — 411-я батарея, — одно из любимых мест отдыха жителей Таирова: находится в пешей доступности от жилмассива, территория комплекса плотно засажена дубами, отдельные секторы — разлапистыми орехами; летом к услугам всех желающих приятно провести досуг в салоне собственного авто за умеренную плату — автокинотеатр. На майские праздники здесь становится особо многолюдно: наступает традиционное время «маевничать» и, конечно, «шашлычничать».

В остальное же время здесь все тихо и неторопливо, можно спокойно прогуляться, абстрагироваться от мирской суеты и подумать о чём-то своем.

Все тропы уже хожены-перехожены, каждый уголок, каждый экспонат давным-давно «покорен»: «Катюшу» водил, из пушек стрелял, верхом на танковой броне ездил.

Конформизм как упругая деформация общественного сознания

Экспозиция, в общем-то, практически не изменилась, за редким исключением. Вон там вдалеке, где сейчас стоит минный тральщик, в далеких 90-х стоял Су-15.

Конформизм как упругая деформация общественного сознания

Великую Отечественную он, конечно, не застал, но какая разница, когда тебе лет семь и перед тобой — такая махина, что-то неизведанное. Особой популярностью пользовались его боковые воздухозаборники: чтобы пробраться внутрь, очередь надо было занимать заранее и не наглеть, иначе можно было нарваться на «серьезные» неприятности. Жаль, что его убрали...

Чуть дальше справа — памятник в честь пограничников 26-го пограничного отряда НКВД СССР.

Конформизм как упругая деформация общественного сознания
Организованный в 1925 году пограничный отряд отличился при обороне Одессы. На его базе был сформирован пограничный (впоследствии стрелковый) полк, который уничтожил более 3000 вражеских военнослужащих, 6 пушек, 69 станковых и ручных пулеметов, 10 минометов, захватил и сжег 6 танков противника. Пограничники взяли в плен более 100 румын, а при выполнении задач по охране войскового тыла задержали до 2000 дезертиров, трусов и паникеров, бежавших с поля боя.

Стоит себе и стоит, ни на что особо не претендует. Цветов нет. Никто не забыт, ничто не забыто... Читаешь и мысленно ставишь в конце вопросительный знак, чтобы вернуться в реальность.

Вот так безлико и незатейливо снаружи выглядит сам музей, музей героической обороны Одессы. Сразу и не разберешь, кто от кого оборонялся и с чего вдруг.

Конформизм как упругая деформация общественного сознания

Слева от здания музея — карта-схема героической обороны Одессы.

Конформизм как упругая деформация общественного сознания

Темно-синими стрелками, как видно, отмечены направления ударов немецко-фашистских войск, а красными — контратаки и контрудары войск Одесского оборонительного района (ООР), существовавшего, по всей видимости, в вакууме.

Тут предлагают ознакомиться с картой Одесской наступательной операции.

Конформизм как упругая деформация общественного сознания

Здесь опять все тот же сумбурный круговорот стрелочек. Судя по всему, красные наступают, а черные уже убежали. Показан подробный расклад сил на момент проведения операции. Здесь все ясно: группа армий «Южная Украина» и 3-й Украинский фронт. Очевидно, что 3-й Украинский фронт победил.

Идем дальше. Вот так сейчас выглядит аллея, которая раньше называлась аллеей городов-героев.

Конформизм как упругая деформация общественного сознания

Аллея как аллея, во многих парках такие есть. Слева — ларьки, машинки напрокат, незамысловатые детские аттракционы, справа — «кафе на деревьях», беседки и лавочки. Кажется, глазу и зацепиться-то больше не за что, но постойте-ка: там же, справа, на плакате два каких-то (почему-то улыбающихся) солдата несут на руках не менее жизнерадостного ребенка. Три человека, три судьбы. Чему они так радуются? «Та, — подумал про себя обыватель, — что-то старое и неинтересное, идем дальше».

А дальше по аллее — все те же стройные ряды дубов, чуть впереди — ореховая роща, но по правой стороне продолжают назойливо мелькать всякие старые фотографии.

«К чему они здесь?»

Конформизм как упругая деформация общественного сознания

«Так, какой-то коллаж. Что там? Раз, два, три... четыре цветных фото нашего маяка и опять эти унылые черно-белые фотографии. Гляди, даже какая-то пятиконечная звездочка есть, малюсенькая такая. Прикольно!»

Навсегда в памяти...

Написано курсивом — так обычно надгробия оформляют. Сюда словно просится логическое продолжение: «помним, любим, скорбим».

«И здесь опять эти солдаты... А-а-а, это, наверное, те, которые Одесский оборонительный район и все такое. Оба-на, смотри, это же наш оперный!»

Конформизм как упругая деформация общественного сознания

«Приморский бульвар, что ли?.. Похоже, слушай. Блин, точно!»

Конформизм как упругая деформация общественного сознания

Следующее фото, как мне кажется, полностью отражает то беспамятство, тот самый конформизм в умах людей: все прошлое — старомодно, ненужно, неактуально; оно ведь где-то там, на всех этих ободранных, наклеенных одна поверх другой фотографиях той «запрещенной» эпохи.

Конформизм как упругая деформация общественного сознания

Неугодные символы прошлого закрасим краской, а то не комильфо — «совок». Стыдливо замажем и эмблемы городов-героев, как будто их и не было, но они ведь были, причем были совсем недавно: Москва, Ленинград, Тула, Новороссийск, Смоленск, Волгоград, Мурманск, Керчь, Севастополь, крепость-герой Брест, Одесса, Киев, Минск.

Впрочем, еще брезжит лучик совести: осталась одна жизнеутверждающая надпись, вымарать которую общественное сознание не решилось...

Конформизм как упругая деформация общественного сознания

Больше интересных статей здесь: Политика.

Источник статьи: Конформизм как упругая деформация общественного сознания.