В XIII в. Западная Европа являла собой постоянно растущую угрозу для Руси. В предыдущие десятилетия избыточная энергичность западноевропейцев "сгорала" в первых попытках колониальной экспансии - крестовых походах в Палестину. Теперь же император Фридрих II решил направить немецких крестоносцев из Палестины в Прибалтику. Решение было вполне разумное: немецкие рыцари постоянно конфликтовали с французами и итальянцами, ведя себя высокомерно и заносчиво, чем вносили смуту и раздор в империю. Император, послав немцев на Балтику и поручив им покорять местные языческие племена, действовал в интересах и рыцарей (которых бы рано или поздно перебили в Европе) и империи в целом.
В 1237 г. монахи-рыцари двух орденов - Тевтонского и Меченосцев, объединившись, создали мощный Ливонский орден. Фактически образовалось "военно-духовное" государство, целью существования которого стал захват Прибалтики, продвижение на Русь и насильственное введение в католическую веру покоряемого населения.
Сразу скажем, начавшееся завоевание шло трудно. Прибалтику тогда населяли древние балтские народы: эсты, литва, пруссы и др. племена. Все они находились в состоянии равновесия с природной средой (как североамериканские индейцы), и сил этих народов хватало только на выживание в родном ландшафте. Потому в борьбе с немцами племена ограничивались обороной. Но поскольку оборонялись они до последнего, в плен сдавались только мертвыми, первоначально особых успехов немцы не имели. Помогало рыцарям то, что их поддерживали - ливы (очень воинственное племя) и шведы.
Постепенно немцы, кровью и мечом, обратили в рабское состояние большую часть прибалтийских племен и вышли к границам Руси.
К русским немцы и шведы относились еще более жестоко, нежели к прибалтам. Если, к примеру, захваченных эстов обращали в крепостное состояние, то русских просто убивали, не делая исключения даже для грудных младенцев. Угроза немецко-шведской агрессии стала для Руси очевидной, ее опасность нарастала день ото дня.
В 1240 г. шведский флот вошел в устье Невы, подошел к месту впадения в нее речки Ижоры и высадил десант, готовый начать наступление на Новгород. В Новгороде, как и во всех славянских городах, не столько готовились к защите, сколько спорили между собой о том, с кем лучше связать свою судьбу - с суздальским князем Ярославом (патриотизм) или со шведским королем (деньги). Пока новгородцы спорили, часть сторонников Владимиро-Суздальской Руси призвали на помощь молодого князя Александра Ярославича, известного благодарным потомкам под именем Александра Невского. Тогда ему шел лишь двадцать второй год, но это был умный, энергичный и храбрый человек, а главное, настоящий патриот своей Родины.
Больших сил Александру собрать не удалось. Со своим маленьким суздальским отрядом и с немногими новгородскими добровольцами Александр форсированным маршем достиг Невы и атаковал шведский лагерь. В этом бою новгородцы и суздальцы покрыли себя вечной славой. Так, один новгородец по имени Гаврила Олексич верхом ворвался на шведскую ладью, дрался со шведами на их корабле, был сброшен в воду, остался жив и снова вступил в бой. Не ожидавшие нападения шведы были разбиты наголову и ночью бежали на кораблях с места разгрома.
Жертвенностью и доблестью соратников Александра был спасен Новгород, но угроза для Руси осталась. Тевтонские рыцари, опираясь на сильную прогерманскую партию среди бояр Пскова к 1242 г. захватили город и снова начали угрожать Новгороду.
Зимой 1242 г. Александр Невский со своими суздальскими, или, как тогда говорили, "низовскими", дружинами при поддержке новгородцев и псковичей-патриотов напал на стоявший в Пскове немецкий отряд. Освободив Псков, он двинулся на главные силы ливонцев, которые отступали, минуя Чудское озеро. На западном берегу озера, у Вороньего камня, немцам пришлось принять бой.
Количество собственно рыцарей было небольшим - всего несколько десятков, но каждый рыцарь был грозным бойцом.
Обратите внимание: На чем ездят главы государств? Часть #2..
Кроме того, рыцарей поддерживали пешие наемники, вооруженные копьями. Рыцари построились "свиньей": самый мощный воин впереди, за ним - двое других, за теми - четверо, и так далее. Натиск такого клина был неотразим для легковооруженных русских, и Александр даже не пытался остановить удар немецкого войска. Напротив, он ослабил свой центр и дал возможность рыцарям прорвать его. Тем временем усиленные фланги русских атаковали оба крыла немецкого войска. Копейщики побежали, немцы сопротивлялись отчаянно, но, так как время было весеннее, лед треснул и тяжеловооруженные рыцари стали проваливаться в воду Чудского озера. Новгородцы же не давали врагу вырваться из гибельной западни.Поражение немцев на Чудском озере 5 апреля 1242 г. отсрочило их наступление на Восток – «Drang nach Osten», - которое было лейтмотивом немецкой политики с 1202 по 1941 год.
Надо сказать, что, выиграв это сражение, Александр не решил политических задач. Победа не ликвидировала возможности немецкого наступления, ведь сил у рыцарей было гораздо больше, чем у новгородцев. Города-крепости Рига, Кенигсберг, Ревель (Таллинн) служили удобными плацдармами для наступающего с Запада на Восток.
При этом немцы могли постоянно пополнять свои войска, так как в XIII в. в Европе было огромное количество добровольцев, мечтавших найти применение своим силам.
Новое поколение русских людей, ровесников князя Александра, быстро осознало масштабы опасности, грозящей стране с Запада, и потребность в сильном союзнике.
Обрести этого союзника Руси помогли логика событий и гений Александра Невского. В 1242 г. умирает Великий Хан Угэдэй. Его смерть коренным образом изменила положение в Орде победителя народов - хана Батыя. Батый уже давно рассорился со своими двоюродными братьями Гуюком (сын Угэдэя) и Бури - сын верховного судьи всего Монгольского Ханства.
Понятно, что после смерти Угэдэя Гуюк и Бури дали волю своей ненависти и начали совместную борьбу против Батыя. Теперь, когда на месте великого хана мог оказаться Гуюк, положение Батыя стало сложным, если не сказать - гибельным. Его собственные силы ограничивались четырьмя тысячами воинов, а в распоряжении Гуюка, стань он великим ханом, оказалось бы не менее 100 тысяч человек. Батыю стал жизненно необходим союзник…
В 1246 г. собравшийся великий совет Монгольского ханства избрал Гуюка великим ханом. Все… судьба Батыя была предрешена.
Понимая безвыходность положения, Батый попытался обрести поддержку на Руси. Действительно, политических поводов для продолжения войны между русскими и монголами не было никаких. Но, что еще важнее, уже исчезли, по-видимому, и эмоциональные мотивы противоборства. Так, например, русские называли Батыя "добрым ханом".
И монголы смотрели на войну с Русью вполне трезво, несмотря на многие потери от постоянных набегов, проигранных мелких сражений. В отношении к любой смерти на войне монголы руководствовались принципом: "За удаль в бою не судят".
Итак, союз между Русью и Батыем стал возможен.
Препятствовало этому союзу лишь одно обстоятельство. Великий князь Ярослав, отец Александра Невского, присутствовавший на торжествах по случаю избрания нового хана, умер от яда. Яд этот, по версии агента Папы Римского (!), был дан Ярославу матерью Гуюка. Якобы причиной столь серьезного поступка явился ложный донос одного русского боярина, который оговорил князя, сообщив, будто Ярослав вступил в союз с папой римским.
Александру предстоял тяжелый выбор союзника. Ведь выбирать приходилось между Ордой, в которой погиб его отец, и Западом, с представителями которого новгородский князь был хорошо знаком еще со времен Ледового побоища. Нужно отдать должное Александру Ярославичу: он великолепно разобрался в политической обстановке и сумел встать выше своих личных эмоций ради спасения Родины.
В 1252 г. Александр приехал в Орду Батыя, подружился, а потом побратался с его сыном Сартаком, вследствие чего стал приемным сыном хана.
Союз Орды и Руси осуществился благодаря патриотизму и самоотверженности князя Александра.
Использованные источники: «От Руси к России» Л.Н.Гумилев
« Сказания о Русской Земле», 1913 год, том 2
Больше интересных статей здесь: Политика.
Источник статьи: Русь и Орда - союзники? (Часть 1).