Некоторые мысли о России и православии

Некоторые мысли о России и православии

Прошлый пост я фактически закончил выводом о том, что происходящее в мире развития понимания понятия свободы выбора приводит либо к конфликту внутри современного либерализма, потому что сами провозглашаемые свободы противоречивы, либо усугубляет конфликт между либерализмом и условным консерватизмом, который некоторые декларируемые свободы никак не может принять за ценности. В частности, христианские церкви такие свободы однозначно должны трактовать как грех, а грех ценностью быть никак не может.

И поскольку либерализм на данный момент демонстрирует внутреннее единство, давление на христианство является неизбежным, и это давление порождает раскол внутри христианских церквей.

Для нас интерес представляют, конечно, те процессы, которые непосредственно касаются России.

Первое. Обратимся к относительно недавней истории. До революции 1917 года российская церковь была ведущей в мировом православии, потому что она была самой сильной и богатой. И это понятно, ведь Греция вместе со всеми Балканами только освободилась от османского гнета, а Константинополь и весь Восток находились в еще худшем положении. Хотя, конечно, установленный чин соблюдался, и должное уважение оказывалось, но все прекрасно всё понимали. После революции нашей церкви наступил кирдык, а Константинополь америкосы взяли под свою опеку, при этом практически все зарубежные приходы РПЦ отошли Константинополю как первому по чину. Казалось бы, все логично, но крыша США все испортила. Бывший тогда патриарх «по своему желанию» покинул пост, спустя некоторое время, а новый, понятно, был своим человеком. А после второй мировой Греция стала членом НАТО, что предполагает зависимость во всех отношениях, и в вопросах религии тоже, если это имеет значение для политики.

Второе. В таком состоянии мировое православие подошло к 90-м годам прошлого века, когда заявлять о себе начала РПЦ. По всей видимости, наше зарубежное священство, находясь под штатовской крышей, чувствовало себя не очень уютно, что и предопределило переход РПЦЗ, большей частью находящейся в США и Канаде, в структуру РПЦ. Европейская русская епархия еще держалась какое-то время, но украинские события вынудили и их сделать свой выбор, в результате РПЦ еще получила порядка 65% приходов русской традиции старого света.

Третье. Наконец, заход Фанара на Украину окончательно обострил ситуацию. Что мы имеем на сегодняшний день?

Интересное: Очередные антироссийские санкции уже не смогут нанести ущерб экономике России.

Из 16-ти самостоятельных православных церквей Фанар однозначно поддержали три на уровне синодов, но соотношение голосов в них примерно 60 на 40. Однозначно не поддержали те, что приехали на совещание в Амман – Польша, Чехия-Словакия, Сербия, Иерусалим, а также Антиохия, представителя которой не было на совещании, но по другим причинам. Остальные – в ожидании, чья возьмет. Отдельно стоит упомянуть Афон. Там соотношение было 13 против на 7 за решения Варфоломея.

Четвертое. Прогноз в этой ситуации, к сожалению, неутешительный. Греческая церковь весьма авторитетна, но в настоящее время напоминает толпу слепых, которых ведет слепой поводырь. По некоторым признакам, многие слепыми только притворяются, но испытывают сильное давление, а к настоящему расколу не готовы, полагают, что до пропасти еще далеко, может, все как-нибудь разрешится. Но как это может разрешиться, если поводыря назначают те, которые к православию никакого отношения не имеют. И разрушительная работа продолжается – давят на чехов-словаков, на иерусалимского патриарха, пытаются оторвать куски от сербской церкви.

Пятое. В таком положении разделение православия на «западное» и «восточное» было бы, на мой взгляд, лучшим выходом, однако неолибералы не спешат, поскольку именно в мутной воде чувствуют себя лучше всего, всякая прозрачность для них губительна.

Шестое. В свете всего вышесказанного мы приходим к осознанию особой роли нашей страны. Только с ее влиянием и авторитетом, которые, есть надежда, будут увеличиваться в обозримом будущем, православие может оставаться ощутимой духовной силой в мире. И наоборот, именно православие определяет духовную и морально-нравственную идентичность России. Наши политики часто говорят о многоконфессиальности российского общества, и это действительно так, это основа отечественной внутренней социальной политике, но на внешнем контуре Россия и православие неотделимы друг от друга. Поэтому, получив историческую возможность залезть со своим свиным рылом в наш калашный ряд, США, с одной стороны, выглядят смешно с их потугами диктовать условия, а с другой стороны, используют эту возможность по полной программе в своем деле разложения основ того мировоззрения, которое они считают средневековым и мракобесным.

На этом пока заканчиваю.

Всем привет из нашего храма.

Интересное еще здесь: Политика.

Некоторые мысли о России и православии.