Первые политические карикатуры "Крокодила" 1922: зарождение сатирического оружия

Здравствуйте! После просмотра современных политических карикатур в "Крокодиле" возник вопрос: а с чего всё начиналось? Какими были самые первые сатирические рисунки на тему мировой политики, появившиеся на страницах легендарного журнала?

1. Парадокс политической сатиры

Интересно, что в истории "Крокодила" существовал своеобразный парадокс. Рисунки на международные темы, несмотря на то что их создавали лучшие художники и размещали на самых видных местах, часто оставались без внимания читателей. Их просто пролистывали. К концу советской эпохи этот жанр и вовсе стал восприниматься как нечто заезженное и скучное.

Тем не менее именно политическая карикатура долгое время была визитной карточкой издания. Можно даже предположить, что вся остальная, более «бытовая» и весёлая сатира — фельетоны, юморески — служила своеобразной приманкой. Их задача была завлечь читателя, чтобы затем донести до него главную мысль: показать алчность капиталистического мира во главе с «Дядей Сэмом» и неизбежную победу коммунизма. Однако аудитория, вопреки ожиданиям, с гораздо большим интересом разглядывала карикатуры про неурядицы в НИИ или на заводе, чем про события в далёкой Никарагуа.

2. Истоки: 1922 год

Картинки из самого первого номера "Крокодила" были довольно невыразительными, поэтому давайте обратимся к следующим выпускам — второму, третьему, четвертому и пятому. В 1920-е годы журнал ещё не был переполнен политической агитацией, как впоследствии. В номере публиковалось всего один-два таких рисунка. Основным объектом сатиры тогда был «внутренний враг»: кулак, буржуй, бывший царский чиновник или священник, мечтающий вернуть старые порядки. Но постепенно в фокус внимания попадала и международная арена.

Обратите внимание: Политические деятели,которые предпочитают часы Rolex..

Художник Ив.Малютин, САМОГОННЫЙ АППАРАТ журнал "Крокодил" №02 1922

Уже в 1922 году карикатуры метко били по экономическим противоречиям Запада. Вот как описывалась одна из работ: «Германия ежегодно выплачивает Франции 1 миллиард 660 миллионов золотых марок. Франция ежегодно выплачивает Англии—781 миллион золотых марок. Франция ежегодно выплачивает Америке—876 миллионов зол. марок. За последние три недели Англия уплатила Америке 1 миллион Фунтов стерлингов золотом. Это называется по-ихнему: хозяйственное равновесие Европы! Это называется по нашему:,из пустого да в порожнее! Только желтый дьявол в Америке наливается чужим потом и кровью...» Эта пространная подпись сама по себе была частью сатирического послания.

Художник Ив.Малютин журнал "Крокодил" №02 1922

Другая карикатура того же номера иронично обыгрывала внешность французского президента Раймона Пуанкаре: «Пуанкарэ — Нет, решительно, между нами полное сходство!» — гласила лаконичная подпись, намекая на его сходство с... петухом, символом Франции, но в сатирическом ключе.

3. Мастера сатиры: Ефимов и другие

Художник Б.Ефимов журнал "Крокодил" №03 1922

Уже в ранних номерах начинает работу будущий классик советской карикатуры Борис Ефимов. В третьем номере за 1922 год он остроумно комментирует тяжёлое положение Австрии. Рисунок сопровождает текст, стилизованный под газетное объявление: «Экономическое и коммерческое положение Австрии не оставляет желать ничего лучшего (из газет). Молодая нуждающаяся интеллигентная девица ищет знакомства с состоятельным господином (Возраст безразличен) Согласна на брак. Расстоянием не стесняюсь. Обращаться в Вену до востребования». Контраст между официальной фразой и отчаянным частным объявлением создавал мощный сатирический эффект.

Художник Б.Ефимов журнал "Крокодил" №04 1922

В следующем номере Ефимов обращается к теме продажности буржуазной прессы. Карикатура обыгрывает ситуацию с продажей влиятельной английской газеты «Таймс»: «Английская газета "Таймс" ищет капиталиста, который бы купил ее. -Продается оптом неподкупнейшая честнейшая газета, желающая и невинность соблюсти и капитал приобрести. Называйте вашу цену! Кто больше?» Здесь тонко использована известная поговорка, создающая впечатление лицемерия и двойных стандартов.

4. Международный контекст и идеологический посыл

Художник Б.Ефимов журнал "Крокодил" №03 1922

Не оставался без внимания и Китай, раздираемый в то время интересами мировых держав. Карикатура представляет эту ситуацию в виде сказочного камня-указателя: «-Направо пойдешь в Америке пропадешь,налево пойдешь- в Японии пропадешь, прямо пойдешь- счастье найдешь.»

Счастье, разумеется, заключалось в выборе пути к коммунизму. Таким образом, уже в самых ранних работах «Крокодила» чётко прослеживалась не только сатирическая, но и мощная пропагандистская составляющая, задавшая тон на многие десятилетия вперёд.

Больше интересных статей здесь: Политика.

Источник статьи: Первые политические карикатуры "Крокодила" 1922.