Российская империя накануне революций. Терретория, население, национальная политика

В современной литературе, популярной, учебной и даже научной, в СМИ и высказываниях политиков в последнее время распространяется мнение, о том что Российская империя была разрушена в результате злого умысла и заговора. Мы уже рассказывали о предпосылках, начале и ходе Первой революции 1905-1907 годов, о крушении монархии (отречении Николая II), теперь мы решили посветить серию публикаций о том что из себя представлял Российская империя накануне Революций. Итак первая часть о территории и населении.

В начале XX в. территория Российской империи составляла 22,2 млн. кв. км., страна была разделена на 78 губерний, 21 область и 2 самостоятельных округа. В 1897 г. была проведена первая всероссийская перепись населения. Численность населения Российской империи составила 116 млн., включая Финляндию и Польшу – 126,6 млн., из них 73% жили в европейской части России. За вторую половину XIX в. население увеличилось почти вдвое – с 70 млн. в 1857 г. до 126 млн. в 1897 г. К 1914 г. – население империи составило уже 165 млн., (по другим подсчетам 175 млн.), увеличившись на 32%. Факторами появления этой тенденции называют заинтересованность крестьянской семьи в рабочих руках, улучшение условий жизни большинства населения, распространение медицинского обслуживания, хотя даже несмотря на это, из-за частых неурожаев, эпидемий, смертность в России вдвое превышала аналогичный показатель в Германии, Англии. По прогнозам демографов, если бы Россия не столкнулась с потрясениями 1914 – 1945 гг., ее население к середине XX в. достигло бы 350 млн. Для сравнения: перепись населения 1939 г. дала 170 млн., 1959 г. – 208 млн., к 1989 г. население СССР достигло 285 млн. Средняя плотность населения составляла 7 человек на км, к 1914 г. этот показатель увеличился до 9 человек, этот показатель был крайне низким. Большая часть страны оставалась безлюдной, в Сибири, на Дальнем Востоке плотность составляла 0,5, и даже после переселенческой политики – едва достигло 1. В это же время в европейской России плотность достигла 33 человек, в Белорусско-Литовском регионе – до 100, достаточной заселенностью обладал также исторический центр России – в Центральном промышленном районе плотность достигала 50 – 70 человек, в Московской губернии – до 120. В Великобритании на 1913 г. плотность населения составляла 182 человека на км, в Германии – 124, во Франции – 74. Увеличивался процент городского населения, если в начале XIX в. он составлял 6,5%, к концу – около 13% - 16,8 млн, а к 1914 г. – уже 14,3% (или по другим подсчетам 18%), или 26,5 млн. Однако, это были данные официальной статистики – учитывалось только население официально признанных городов, в то время как не учитывалось население таких центров как Азов – 27,5 тыс., Юзовка – 29 тыс., Кривой Рог – 18 тыс., тогда как численность населения среднего города составляла 10 – 50 тыс. Если перепись населения зарегистрировала 862 города, по данным МВД их было 947, кроме них насчитывалось более 1600 поселков городского типа. Шел и рост количества городов. В 1863 г. в России только 3 города с населением более 100 тыс., к 1897 г. их становится уже 17, на 1914 г. их 29. В таких городах проживало 40% всех горожан. Население Петербурга к 1914 г. составило 2,3 млн., Москвы – 1,6 млн. Увеличение городского населения происходил за счет притока из деревни. Однако, несмотря на рост городов, большинство населения – 80 – 85% – продолжали жить в деревнях, где ощущалось перенаселение, которое постоянно увеличивалось, создавая экономические и социальные проблемы. В 1897 году «избыточное» сельское население составляло 23 млн., к 1913 г. оно достигло 30 млн. Сохранялось неравномерное распределение населения по территории, оставалась малозаселенной северная часть. В южной же части России во второй половине XIX в. происходили изменения. В 1860 – 1890-е гг. шло активное заселение Новороссии, Предкавказья, Нижнего Поволжья, в конце XIX в. – Сибири, Степного края (северный Казахстан) и Туркестана. Население же центральных и западных губерний в 1860 – 1914 гг. выросло на 90%, на окраинах с учетом переселений показатели были намного выше – в Предкавказье – на 700%, в Новороссии – 340%, в Сибири – 300%, Средняя Азия и Степной край – 420%. Средняя продолжительность жизни в России в начале XX в. составляла 33 года. Население страны было молодым – преобладало работоспособное население – от 14 до 60 лет – 60% населения, старики – старше 60 лет – всего 7%. Молодость населения создавало резерв рабочей силы – важное условие развитие капитализма. Именно молодежь также сыграла большую роль в развитии революционного движения, молодые легко поддавались агитации, не были обременены семьями, стремились к самоутверждению. В 1901 – 1904 гг. по данным судебной статистики среди осужденных за государственные преступления 30% - лица до 21 года, и столько же – 30% - от 21 до 25 лет. В. И. Ленин в 1905 г. призывал «вербовать молодежь», которая в военное время «решит исход всей борьбы».

В плане национального состава к началу XX в. в России жили свыше 200 народностей. В переписи 1897 г. присутствовала графа «родной язык», было выделено 146 языков, но это не всегда совпадало с национальностью. Первыми по численности были восточные славяне, которых всех называли «русскими», из них великороссы – 55,4 млн., малороссы, или украинцы – 22 млн. и белорусы – 5,9 млн. Всего 83,3 млн., или 72%. К 1917 г. численность восточных славян достигла 114 млн. Вторыми по численности были тюрки: 4 млн. казахов, 3,7 млн. татар. Крупной была еврейская диаспора – 3,8 млн. человек (3,3%), и еще 2 млн. жили в Польше. В России не было особых законов для нерусских народов, все они считались подданными императора, хотя попытки во второй половине XIX в. унифицировать привели к недовольству, в большинстве неоправданному. За отделение в XIX – начале XX вв. выступали Польша, националисты в Финляндии и Западной Украине. На периферии были сохранены привилегии местной знати: ханов, беков. В отношении религии большинство населения было православным – 76%, следом шли мусульмане – 11,9%, иудаисты 3,1%, католики – 1,2 % и 2% протестантов. Кроме них были буддисты, шаманисты, конфуцианцы и др. – их всех 6,6%. Межконфессиональных конфликтов в российской империи не было, а манифестом 17 октября 1905 г. в империи была провозглашена свобода вероисповедания. Наиболее распространенной религией было православие – исповедовали 76%, православие пользовалось особым расположением государства, но сама православная находилась в подчиненном государству положении. Церковные деятели не раз ставили пред правительством вопрос об избрании патриарха. Однако, Синод в лице обер-прокурора К. П. Победоносцева этому противился. Вторая по численности религия ислам не испытывала никакого притеснения. Во всех населенных пунктах, где жили мусульмане, у них были мечети, сохранялся суд шариата. Мусульмане также были освобождены от воинской повинности. В средней Азии, Казахстане, Азербайджане прирост населения был выше, чем в России. Ограничения действовали в отношении лиц, исповедовавших иудаизм, для них существовала черта оседлости – 10 польских и 15 российских губерний. Вне черты имели право жить иудеи с высшим образованием, купцы, медицинские работники, ремесленники.

Обратите внимание: Фискальная политика и ее будущее.

Во многих городах жили еврейские общины, для них строились синагоги. Большой процент евреев в ВУЗах, в 1880-е гг. были приняты ограничения, но они не всегда действовали. «Еврейский вопрос» обострился к началу XX в., когда евреи-иудаисты достигали высокого положения в обществе, получали дворянство и требовали отмены ограничений. Между тем для тех, кто переходил в православие, выкрестов, ограничений не было.

В это же время росло националистское движение на Украине. В 1875 г. православная церковь попыталась провести «обратную унию». Было заключено соглашение о переводе всех униатов в православие, что вызвало недовольство самих униатов не только священников, но и прихожан. Поэтому, когда католическая церковь провела «мирный крестовый поход» в 1905 г. от православия снова отошли 160 тыс. из 470 тыс. бывших униатов. Центром украинского национализма был город Львов, входивший в состав Австро-Венгрии. Идеологом отделения Украины от России выступал профессор Львовского университета М. С. Грушевский, по его историческим построениям Киевская Русь была «колыбелью» только украинского народа. Против самоопределения украинцев выступали многие ученые, говоря, что в этом случае на территории Российской империи следует создавать еще 150 – 200 государств.

В 1915 г. В. И. Ленин в статье «Социализм и война» утверждал, что Россия была «тюрьмой народов». Это утверждение затем перекочевало в «Краткий курс истории ВКП(б)» и в советской историографии превратилось в хрестоматийное. Между тем статья создавалась в пылу политической борьбы, Ленин был готов использовать в борьбе против правительства националистические элементы, провозглашая затем право народов на самоопределение. Тезис Ленина не отражал реальной ситуации. В составе России все народы развивались сохраняя свой язык, культуру, у них продолжала существовать их собственная элита, своя религия. Русские же несли основные тяготы внутри империи. При проведении крестьянской реформы получили меньшие наделы, чем на национальных окраинах, в Российской империи не было собственно «великорусской элиты», она была общеимперской, многонациональной. Поэтому Российская империя не была империей русского народа. Одним из главных отличий России от колониальных империй можно назвать такие факторы как целостность территории, полиэтничный характер ее заселение, отсутствия экстерриториальности для русского населения, скорее наоборот – уважение к местным обычаям и законам. Также мирная в большинстве случаев колонизация, общность судеб различных народов. В Закавказье Россия проникла не для того, чтобы подчинить себе местное население, а пришла на помощь единоверцам в борьбе с Османской империей. Даже Средняя Азия была покорена не для экономической экспансии – все это было уже потом – а как способ давления на Англию. Поэтому здесь были оставлены практически в неприкосновенности местные обычаи, местные династии.

Однако, национальная политика правительства носила крайне противоречивый характер. В XVIII – начале XIX вв. Российская империя гарантировала своим подданным прежние права и привилегии. В то время основой имперской политикой России была национальная и конфессиональная терпимость. И Александр I, и декабристы предлагали путь развития федерализма или унитарного государства. Николай I отверг идею федерализма, но и не стал следовать и пути централизации. Однако, появление триады «православие, самодержавие, народность», поощрение «проявления русского духа» было постепенным отходом от прежней политики терпимости. Уже к концу XIX в. это постепенно привело к появлению лозунга «Россия для русских», где под русскими, имелись в виду не национальность, а православие и подданство императору. Политику Николая I продолжали и Александр II и Александр III. Во второй половине XIX в. идея национального развития России приобрела форму административной унификации и русификации. Особенно ярко это проявилось в Польше после восстания 1863 г., где правительство стало русифицировать судопроизводство и образование. Аналогичная политика стала проводиться также в Финляндии, Прибалтике, Бессарабии, Закавказье. В Польше, на Украине, в Прибалтике МВД принимало меры к введению русского языка в делопроизводство, в госучреждениях. Ответом на эту политику правительства было появление национализма, причем там, где его до этого не было – в Финляндии, на Украине. Национальный вопрос стал для России актуальным в начале XX в.

В национальной политике основной задачей правительства Александра III было в сохранении единства и неделимости Империи. Термин «русские» употреблялся как православные и «подданные императора». Поэтому приписываемая правлению Александра III установка «Россия для русских» имеет несколько иное значение, чем это приобрело в XX в. В правление Александра III были приняты несколько ограничительных мер по отношению к лицам иудейского вероисповедания. В 1881 – 1882 гг. по городам России прокатилась волна еврейских погромов: Елисаветград, Киев, Кишинев, Одесса и др. Большинство этих погромов проходили весной во время празднования иудейской пасхи. Из городов все это переместилось и в деревню, где приобрели более массовый характер. Из 259 зарегистрированных погромов 219 произошли в деревне. Народ говорил, что евреи «извели царя-батюшку и нашу кровь пьют», распространялись слухи о царских грамотах, в которых якобы содержатся разрешения на погромы. МВД в лице министра Н. П. Игнатьева в беседе с петербургским раввином заявил, что евреи сами виноваты в погромах, примыкая к радикалам. Правительство со своей стороны пыталось справиться с погромами, но без особых успехов. В итоге все это привело к появлению новых ограничений. В мае 1882 г. были приняты Временные правила, по которым лица иудейского вероисповедания лишались права селиться вне городов и местечек, покупать и арендовать землю. Это явилось очередной ограничительной мерой против иудеев, которая создала иллюзию «умиротворения» в черте оседлости. К. П. Победоносцев считал «тихое наступление» российского еврейства большой опасностью для России. В 1883 г. была создана комиссия, которую возглавил граф К. Н. Пален для подготовки законодательства по евреям, что заменило бы временные правила 1882 г. Однако, большинство комиссии выступили не за ужесточение, а за уравнивание в правах иудеев. Такое развитие событий не устраивало руководство МВД. В 1888 г. комиссию возглавил В. К. Плеве, который к 1890 г. разработал проект, который ужесточал правила 1882 г. Этот проект в Госсовет так и не был представлен. Тем не менее были приняты несколько ограничительных мер в отношении иудеев. В 1887 г. циркуляр министра просвещения установил процентную норму иудеев в средних и высших учебных заведениях – 10% в черте оседлости, 5% вне ее и 3% в столицах. В 1889 – 1892 гг. лицам иудейского вероисповедания был закрыт путь в адвокатуру, они были отстранены от выборов в местное самоуправление. В 1891 г. все ремесленники иудеи были высланы из Москвы, и им было запрещено проживать в городе.

Роман Наливайко, Владислав Семенов

Спасибо, что дочитали до конца!

Будем благодарны за финансовую помощь для развития нашего проекта:
Сбербанк 5336 6901 0993 2311
ЮMoney (Яндекс.Деньги) 4100116427373438

Читайте и смотрите наши материалы о истории Российской империи: «Устав о наследии престола» Петра Первого/Дело царевича Алексея/Слово и дело государево. Тайный сыск в 17-18 веке/Кто придумал «бироновщину». Часть первая — фаворит/Кто придумал «бироновщину». Часть вторая — борьба группировок и репрессии/Кто придумал «бироновщину». Часть третья — немецкое засилье и реальность/Как отрекался Николай II/«Третьеиюньский переворот» и «Третьеиюньская монархия»/Как Россия и Турция дружили в 19 веке/Укрепить рубль: денежная реформа Канкрина/ Зачем Российская империя отказалась от выгод Ункяр-Искелесийского договора/Была ли политика Анны Иоанновны отходом от политики Петра Великого? Государственные учреждения/Анна Иоанновна и церковь/Анна Иоанновна и дворянство/Экономика России при Анне Иоанновне/Внешняя политика Анны Иоанновны/Генерал, адмирал, дипломат и острослов/Как Александр I легитимизм в Европе утверждал и чем все это закончилось/Последний правитель России из мужской линии Романовых: Петр II/"Железная маска" по-русски/Взлет и падение Эрнста Иоганна Бирона/Династический фактор восстания декабристов/Неудачная кодификация: Уложенная комиссия Екатерины Великой/"Затейка верховников" и избрание на престол Анны Иоанновны: выбор наследника и Кондиции/"Затейка верховников" и избрание на престол Анны Иоанновны: Отказ от Кондиций и провал "затейки"/Восстание Черниговского полка: еще один героический провал декабристов/Война за польское наследство: первый вооруженный конфликт России и Франции/Почему Анна Иоанновна отказалась от завоеваний Петра в Закавказье/Морозовская стачка, рабочее законодательство и положение рабочих в конце 19 - начале 20 веков. К 135-летию Закона 1886 года/Декабрьское вооруженное восстание в Москве 1905 года: хроника событий/«Третьеиюньский переворот» и «Третьеиюньская монархия»/«Холостых залпов не давать, патронов не жалеть». Как рождался парламентаризм в России: Всероссийская октябрьская стачка/На пути к "Кровавому воскресенью" воскресенью/Мечты об Индии, или как Павел Петрович дружил с Наполеоном/Последний год Александра II: от покушения до покушения/Как создавали и почему распустили "Союз Спасения"/Русско-персидские отношения 1826-1829: дипломатия и война/Провал русской дипломатии перед Крымской войной/Объединение Италии и русская дипломатия после Крымской войны/Осада и штурм Перемышля в 1914-1915 годах/Заговор и убийство Павла Первого/Греческая независимость и русская дипломатия в 1821 - 1835 годах / Последняя Русско-Шведская война и присоединение Финляндии/Как Николай Первый собирался освобождать крепостных и что из этого вышло?/Как Александру III предлагали созвать Земский Собор, и чем это закончилось?/Успокоить Россию: сословная реформа Екатерины II/Фельдмаршал Миних - одиозная фигура "бироновщины" или крупный военный деятель?/Миф о пьянстве Александра III/Неосуществленная реформа Столыпина/Русско-китайский договор 1896 года и российская политика на Дальнем Востоке/Кто победил, кто проиграл? Тильзитский мир и его последствия/Франко-Прусская война и русская дипломатия/Битва при Кунерсдорфе и ее последствия/Мирный договор России и Швеции в Або 1743 года и русская дипломатия на Балтике/Запоздавший проект: "Булыгинская Дума"/Болгарский кризис 1886 года или как Россия потеряла Болгарию

Если вы хотите продолжения, новых статей и видео про историю, культуру, искусство, гуманитарную науку и образование, то для развития сайта ставьте лайки, подписывайтесь на канал, смотрите наше видео на ютуб-сайте, смотрите больше материалов в группе В Контакте, читайте нас в телеграмме. Оставляйте комментарии, конструктивная критика принимается.

#российская империя #история #национальная политика #евреи #статистика

Больше интересных статей здесь: Политика.

Источник статьи: Российская империя накануне революций. Терретория, население, национальная политика.






Закрыть ☒