1. Прагматичный выбор избирателей
Итоги выборов в Государственную думу 2021 года наглядно продемонстрировали, что в современной России прагматизм взял верх над идеологическими построениями. Большинство граждан сделало выбор в пользу стабильности и предсказуемости, которые ассоциируются с текущим положением дел, отказавшись от радикальных проектов переустройства общества. Этот выбор можно описать известной метафорой: «синица в руках» (существующая, пусть и не идеальная, реальность) оказалась предпочтительнее «журавля в небе» (привлекательной, но неопределенной идеи будущего). «Единая Россия», позиционирующая себя как гарант стабильности и преемственности курса, выступила против разнообразных идейных альтернатив, предложенных коммунистами, эсерами, «Новыми людьми» и либеральными силами.
2. Особенности «Единой России» и идеологический вакуум
«Единая Россия» существенно отличается от классических политических партий. Её ключевая функция заключается не в генерации собственной идеологии, а в эффективной реализации курса, определяемого президентом и администрацией. Партия декларирует такие общие ценности, как патриотизм и консерватизм, но они не складываются в цельную, всеобъемлющую идеологическую доктрину. В отсутствие такой доктрины партия и государство в целом сосредоточены преимущественно на решении тактических и среднесрочных задач, а не на формулировании долгосрочной стратегии развития страны на десятилетия вперед.
3. Идеологические альтернативы и их ограничения
Оппозиционные силы предложили избирателям различные идеологические модели. КПРФ и «Справедливая Россия» апеллировали к левым, социалистическим идеям, часто делая акцент на ностальгии по советскому прошлому, но без глубокой теоретической проработки их применимости к современным реалиям. «Новые люди» сделали ставку на прагматизм и эффективный менеджмент в рамках существующей системы. Либеральные партии, в свою очередь, не смогли обновить свой идейный багаж и предложить обществу свежие, актуальные решения.
4. Имперская модель и «выборная монархия»
Политический выбор россиян подтверждает тенденцию к укреплению так называемой «имперской» модели управления. В этой системе представительная демократия играет подчиненную роль, являясь скорее инструментом легитимации власти, нежели реальным механизмом управления. Такую конструкцию можно условно назвать «выборной конституционной монархией», где ключевая власть сконцентрирована в руках президента. Признание этого факта — отправная точка для любого серьезного анализа российской политики.
5. Феномен доверия к личности, а не к идее
Важнейшей особенностью российской политической культуры является то, что избиратели зачастую голосуют не за программу или идеологию, а за конкретных людей, которым они доверяют.
Обратите внимание: Умное голосование: технология лжи или эффективные грязные технологии.
Основные общественные ожидания — справедливость, безопасность, благополучие — проецируются непосредственно на фигуру президента. Именно он, а не партии, воспринимается как главный ответственный за положение в стране. Успех «Единой России» во многом обусловлен этой прямой ассоциацией с главой государства.6. Система «народ–президент»: плюсы и минусы
Сложившаяся модель отношений «народ–президент» характеризуется тремя чертами: прямыми выборами президента, конституционно закрепленными широкими полномочиями главы государства и неформальным делегированием ему народом функций по определению политического курса. Эта система имеет свои сильные и слабые стороны. В условиях внешнего давления или внутренней нестабильности концентрация власти позволяет действовать быстро и решительно, мобилизовать ресурсы и минимизировать деструктивное влияние внутриэлитных конфликтов. Это соответствует историческим традициям России и воспринимается обществом как привычная и понятная форма правления.
7. Риски чрезмерной централизации
Однако у этой модели есть и очевидные риски. По мере усложнения общества и роста политической грамотности граждан чрезмерная централизация власти может стать тормозом развития. Может возникнуть разрыв между запросами общества и их восприятием наверху, поскольку обратная связь, не проходя через фильтры и усилители (которыми в развитых демократиях являются партии и институты гражданского общества), искажается или не доходит до центра принятия решений вовсе.
8. Задача партий: от борьбы к просвещению
В этой ситуации на политические партии ложится особая миссия, выходящая за рамки простой борьбы за власть. Им необходимо научиться формулировать и артикулировать общественные запросы, доносить их до власти и участвовать в их реализации. Это требует серьезной внутренней работы, своего рода политического «ликбеза» — сначала внутри самих партий, а затем и в диалоге с избирателем. Ключевым показателем успеха для любой политической силы стало бы предложение обществу детально проработанной, реалистичной и привлекательной стратегии развития России на долгосрочную перспективу.
#новости #политика #внутренняя политика #россия #выборы #единая россия
Больше интересных статей здесь: Политика.
Источник статьи: Голосование-2021: прагматизм против идеи.