Сувалкский коридор: стратегическая иллюзия или реальная угроза в планах НАТО?

Губернатор Калининградской области Антон Алиханов подверг сомнению военно-стратегическую ценность Сувалкского коридора, назвав его неинтересным и логистически нецелесообразным. Его комментарий стал ответом на заявление главы литовского МИД Габриэлюса Ландсбергиса о необходимости совместного польско-литовского плана обороны этого участка.

Алиханов с иронией отнесся к тому, что Литва и Польша десятилетиями говорят об угрозе, но так и не разработали конкретных мер защиты. Он описал коридор как петляющую двухполосную дорогу в лесисто-холмистой местности Роминтской пущи и Виштынецкой возвышенности, крайне непрактичную для быстрой переброски войск.

1. Что такое Сувалкский коридор и почему о нем говорят?

Сувалкский коридор — это условное название стокилометрового участка на границе Польши и Литвы, отделяющего Беларусь от Калининградской области России. В западной политической риторике он часто фигурирует как гипотетическое направление, по которому Россия может попытаться прорваться для сухопутного соединения с Калининградом. Актуальность этих дискуссий возросла на фоне ужесточения Литвой правил транзита товаров в российский эксклав и экспертных прогнозов о возможной полной блокаде.

2. Военная логика против политических страхов

Военно-политический эксперт Владимир Сапунов согласен, что коридор неудобен для логистики, но по иной причине: дорога проходит в низине и без контроля над окружающими высотами станет легкой мишенью. Он подчеркивает, что этот район всегда будет в зоне стратегических интересов, и военные НАТО давно изучают его. По словам эксперта, планы обороны уже разработаны, а ускоренный перевод в Литву 5 тысяч немецких солдат к весну 2024 года — прямое тому подтверждение.

Сапунов считает, что решение о возможном прорыве может быть рассмотрено только после завершения СВО, если Запад спровоцирует эскалацию. При этом качественно проведенная операция может не привести к полномасштабной войне с НАТО, чьи генералы, по его мнению, хотели бы ограниченного конфликта с Россией, но их уверенность пошатнулась после потерь на Украине.

3. Экономическая незначимость и стратегическая важность

Историк Александр Дмитриевский подтверждает, что с экономической и транзитной точек зрения коридор малопривлекателен: это малонаселенная местность со слабой инфраструктурой. Основные грузопотоки идут другими маршрутами. Однако в военном контексте это кратчайший путь между Калининградом и Беларусью. В условиях, когда Россия контролирует лишь малую часть балтийского побережья, а остальное — под контролем НАТО, такой коридор мог бы стать ключевым для снятия блокады региона и главной базы Балтийского флота.

Дмитриевский напоминает, что попытка госпереворота в Беларуси в 2020 году была, в том числе, попыткой Запада лишить Россию этого потенциального коридора. Что касается ужесточения транзита Литвой, эксперт полагает, что это лишь подтолкнет Россию к дальнейшему развитию морских перевозок, как это уже произошло с портом в Усть-Луге.

Обратите внимание: Очередные антироссийские санкции уже не смогут нанести ущерб экономике России.

Больше интересных статей здесь: Политика.

Источник статьи: Как НАТО готовится ответить на возможные военные усилия России по деблокаде Калининграда.