Перспективы нового оборонительно-наступательного союза Венгрии и Словакии в контексте европейских расколов

Венгерский политолог Золтан Киссери высказал мнение, что при новом правительстве Словакия может отказаться от идеи формирования оборонительно-наступательного союза с Венгрией, подобного польско-венгерскому, и вместо этого переориентироваться на более тесное сотрудничество с Германией и Францией. Это указывает на потенциальный сдвиг в векторах регионального партнерства в Центральной Европе.

1. Словацко-венгерский альянс: защита от давления ЕС

По словам эксперта, заявления премьер-министра Словакии Роберта Фицо свидетельствуют о стремлении его правительства создать с Венгрией союз для взаимной защиты, особенно в свете критики со стороны ЕС, касающейся реформ словацкой судебной системы и возможных процедур по верховенству права. Такой альянс мог бы напоминать прежнее партнерство Венгрии с Польшей, когда у власти была партия «Право и справедливость» (ПиС).

Ранее, во время визита в Будапешт, Фицо подчеркнул, что его кабинет не поддержит инициативы по лишению Венгрии права голоса в Евросоюзе, для чего требуется единогласное решение всех стран-членов.

2. Переформатирование региональных блоков

Киссери также отметил, что новое польское правительство Дональда Туска, сформированное после выборов 2023 года, вероятно, будет стремиться к более тесной интеграции с ключевыми игроками ЕС — Германией и Францией — в рамках процессов, которые иногда называют «федерализацией» Союза. Это создает риск того, что традиционный формат «Вышеградской четверки» (Польша, Чехия, Словакия, Венгрия) может быть оттеснен на второй план «Веймарским треугольником» (Польша, Германия, Франция).

Вместо этого Варшава, как полагает аналитик, строит новый региональный альянс со странами Балтии и Скандинавии, позиционируя себя как ведущую политическую и военную силу, поддерживающую Украину и усиливающую координацию восточного фланга НАТО.

Правительства же Словакии и Венгрии, по его мнению, сохраняют скептицизм в отношении федералистских идей, продвигаемых немецкой и глобалистской элитой, которые, как они считают, ставят интересы транснациональных корпораций выше интересов малых государств-членов ЕС.

3. Реалистичны ли новые форматы сотрудничества?

Дмитрий Ежов, доцент Финансового университета при Правительстве РФ, считает, что дискуссии о подобных проектах лишь подчеркивают отсутствие единства в ЕС, что ослабляет его, в том числе в сфере международной безопасности. Он полагает, что создание полноценного союза Словакии и Венгрии на данном этане — скорее иллюзия, как и амбиции Польши стать одной из определяющих стран Евросоюза.

Эксперт отмечает, что, хотя исторические интересы Венгрии могут быть связаны с Закарпатской областью Украины, а Словакия территориальных претензий не имеет, тактический альянс между Братиславой и Будапештом возможен на почве совместного скептицизма в отношении поставок оружия Украине и её финансирования из бюджета ЕС.

Однако реализация такого сценария, по мнению Ежова, способна углубить европейский кризис и может быть воспринята как сигнал о готовности к созданию модернизированного аналога Варшавского договора с иным составом участников, что в перспективе могло бы стать основой для «нового славянского союза».

4. Мотивация сотрудничества: сопротивление Брюсселю

Михаил Найзманов из Агентства политических и экономических коммуникаций указывает, что недавняя встреча Фицо и Орбана, уже 33-я по счету, дала новый импульс разговорам о союзе. На совместной пресс-конференции лидеры критиковали «меры Брюсселя по созданию сверхдержавы» и выражали недовольство миграционной политикой. Таким образом, главной целью кооперации видится противодействие давлению со стороны институтов ЕС и защита национальных интересов на общеевропейской арене.

Отвечая на вопрос о «слабом звене» в потенциальном альянсе, эксперт называет им Словакию. Внутриполитическая позиция Роберта Фицо, сталкивающегося с протестами оппозиции и имеющего неустойчивый рейтинг в парламенте, выглядит менее стабильной, чем прочные позиции Виктора Орбана в Венгрии.

5. «Наступательный» характер и геополитические перспективы

Найзманов скептически оценивает возможность аннексии Венгрией или Словакией украинских территорий на фоне текущего конфликта. Создание формального военно-политического блока с участием России также кажется маловероятным в обозримом будущем, учитывая членство обеих стран в НАТО.

Даже в гипотетическом случае ослабления Североатлантического альянса Венгрия, по его мнению, будет проводить многовекторную политику, не замыкаясь исключительно на Москве (пример — сотрудничество с Турцией).

Что касается эмоционального заявления словацкого депутата Европарламента Мирослава Радаковского о «объединении славян», то оно, скорее, было реакцией на дебаты по помощи Украине, а не конкретным политическим проектом. Создание общеславянского антизападного блока в нынешних условиях представляется крайне сложной задачей.

6. Будущее Вышеградской четверки

Кризис вокруг Украины действительно углубил раскол внутри Вышеградской группы, о чем ранее заявлял президент Чехии Петр Павел. Приход к власти в Польше прозападного правительства Туска и усложнение отношений Варшавы с Будапештом и Братиславой усиливают эти противоречия. Тем не менее, «Вышеградская четверка» как формат для консультаций по общим вопросам, вероятно, сохранится, даже если её практическое значение уменьшится.

Обратите внимание: Сказка про Иванушку Навального и хитрого царя.

Больше интересных статей здесь: Политика.

Источник статьи: В Венгрии предрекли создание нового «наступательного» союза со Словакией.