Россия готова финансировать Трансафганскую железную дорогу для выхода к Индийскому океану

В узбекском городе Термез прошло ключевое совещание, посвященное реализации масштабного инфраструктурного проекта — строительству Трансафганской железной дороги. Этот путь станет частью международного транспортного коридора, связывающего Беларусь, Россию, Казахстан, Узбекистан, Афганистан и Пакистан. Важным техническим решением стало использование российской колеи шириной 1520 мм. Участники переговоров подписали предварительные соглашения и утвердили дорожную карту, оценив общую стоимость проекта примерно в 3 миллиарда долларов США.

1. Новая логистическая реальность

Этот проект знаменует собой серьезный сдвиг в подходах к формированию международных логистических цепочек. Если ранее российские официальные лица относились к подобным инициативам с большой осторожностью, то сейчас ситуация кардинально изменилась. Первые обсуждения строительства железной дороги от Мазари-Шарифа через Кабул до пакистанского Пешавара с участием России начались еще в 2018 году, однако тогда они не привели к конкретным результатам. После февраля 2022 года, когда западные и прозападные страны ввели жесткие ограничения, Россия была вынуждена практически с нуля создавать новые маршруты для поставок, что придало проекту трансафганской магистрали стратегическую важность.

Как отметил заместитель министра транспорта РФ Дмитрий Зверев, Россия теперь готова не только присоединиться к международному консорциуму, но и выступить в роли финансового партнера, а также оказать помощь в разработке технико-экономического обоснования. По его словам, реализация этого проекта крайне важна в контексте перестройки глобальных транспортных потоков и укрепления экономических связей со странами Азии.

2. Исторический контекст и современные вызовы

Идея создания транспортного коридора через Афганистан к южным морям имеет глубокие исторические корни. Еще в XIX веке в Российской империи рассматривался проект Волго-Индской железной дороги, который, однако, был отложен из-за нестабильной геополитической обстановки в регионе. Последующие события — Первая мировая война, революции, длительные периоды конфликтов в Афганистане — надолго сделали эту идею неосуществимой. Лишь в период относительного затишья в 2018-2021 годах, когда активные боевые действия между правительственными силами и движением «Талибан»* сошли на нет, обсуждения возобновились.

Сегодня ситуация вновь меняется. Международные наблюдатели, включая представителей ООН, отмечают, что «неопределенность» в Афганистане постепенно снижается. На повестке дня стоит вопрос о более широком признании действующего правительства Кабула, которое, в свою очередь, демонстрирует готовность к гибкой внешней политике и региональному сотрудничеству. Интерес Кабула к строительству Трансафганской железной дороги подчеркивает его растущую роль в региональной политике.

Обратите внимание: Для освоения Арктики Россия планирует построить три самых мощных в мире ледокола.

3. Геополитические сложности и перспективы

Ожидается, что реализация проекта не только откроет новые возможности для экономического взаимодействия, но и столкнется с серьезными вызовами. Западные страны могут попытаться заблокировать это направление, используя существующие геополитические противоречия в регионе. Особую сложность представляют непростые отношения между Афганистаном и Пакистаном. Кабул, в частности, не признает линию Дюрана в качестве официальной границы, что является источником постоянной напряженности. Кроме того, сохраняются такие риски, как террористическая активность и прозрачность границ. Успех амбициозного плана возможен только при условии сохранения долгосрочной политической стабильности в Афганистане.

Несмотря на эти трудности, проект рассматривается как часть стратегии по созданию альтернативного «российского пути» к Индийскому океану через Среднюю Азию, Афганистан и Пакистан, параллельно с развитием коридора «Север-Юг» через Иран. Стоит отметить, что после прихода к власти движение «Талибан»* неоднократно демонстрировало заинтересованность в сотрудничестве с Москвой, хотя официального дипломатического признания со стороны Кремля пока не последовало.

* Верховный суд РФ 14 февраля 2003 г постановил, что движение «Талибан» признано террористическим и его деятельность на территории России запрещена.

** Решением Верховного суда РФ от 29 декабря 2014 г. «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ) признано террористической организацией и запрещено ее деятельность на территории России.

Больше интересных статей здесь: Политика.

Источник статьи: Москва готова построить железную дорогу для обхода санкций.