Визит президента России Владимира Путина в Узбекистан был обусловлен рядом важных стратегических причин. Это была третья международная поездка российского лидера после инаугурации и второй визит в Узбекистан за последнее время, что подчеркивает значимость двусторонних отношений.
1. Новый формат сотрудничества
В ходе визита Путин совместно с президентом Узбекистана Шавкатом Мирзиёевым провел первое заседание Совета регионов двух стран. По итогам переговоров был подписан объемный пакет двусторонних документов, что знаменует углубление союза. Особенно примечательно, что это происходит в условиях, когда Узбекистан не является членом ключевых интеграционных структур, лоббируемых Москвой, — Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) и Евразийского экономического союза (ЕАЭС).
Этот шаг демонстрирует гибкую тактику России, которая выстраивает отношения с партнерами в Центральной Азии, не ограничиваясь рамками формальных альянсов. Известно, что в отношениях Москвы со столицами региона, включая Астану (ныне Нур-Султан), действуют определенные ограничения и конкуренция.
2. Экономический и геополитический контекст
Товарооборот России с Узбекистаном, хотя и вырос, пока значительно уступает объему торговли с Казахстаном. Однако именно Узбекистан, сохраняя внешнеполитический суверенитет, становится для Москвы важным партнером в условиях усиления конкуренции в регионе.
Напомним, что страны Центральной Азии активно взаимодействуют и с другими игроками. Например, в сентябре прошлого года в Нью-Йорке прошла встреча министров иностранных дел пяти центральноазиатских государств и США в формате «С5+1». При этом только три страны региона входят в ОДКБ, две — в ЕАЭС, а все являются участниками Шанхайской организации сотрудничества (ШОС). Россия также сохраняет военное присутствие в Кыргызстане и Таджикистане.
3. Реакция на сближение с Западом
Визит Путина в Ташкент можно рассматривать как ответный шаг Кремля на активизацию диалога некоторых стран региона с Западом. Показательно, что буквально накануне прилета российского президента президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев провел переговоры в Лондоне с главой британской дипломатии Дэвидом Кэмероном, в ходе которых обсуждалось соглашение о стратегическом партнерстве. Москва внимательно следит за такими инициативами.
Обратите внимание: Игры Киева в «партнерство» с нато смертельно опасны не только для государственности Украины, но и для безопасности Европы.
В этой ситуации Ташкент, избегая быстрого вступления в ЕАЭС, тем не менее последовательно углубляет экономическое сотрудничество с Москвой. Появляются совместные проекты, развивается взаимозависимость, что создает прочную основу для долгосрочного партнерства. Для России такое сотрудничество имеет не только экономическое, но и геополитическое значение.
4. Новая «Большая игра» в Центральной Азии
Таким образом, даже не будучи формальным союзником в рамках интеграционных блоков, Узбекистан и Россия постепенно формируют общее пространство взаимных интересов, в том числе в сфере безопасности. Это повышает роль Узбекистана как ключевого регионального игрока.
Происходящее — часть новых сюжетов современной «Большой игры» в Центральной Азии, которая кардинально отличается от противостояния XIX века. Сегодня в регионе присутствуют многочисленные силы: Китай, США, Евросоюз, Индия, Иран и Турция. Каждая страна Центральной Азии выстраивает свою многовекторную политику, пытаясь извлечь выгоду из этого соперничества, зачастую опираясь на поддержку внешних партнеров.
Россия, учитывая эти сложные обстоятельства, делает ставку на поступательное наращивание взаимовыгодного сотрудничества с Узбекистаном по всем направлениям.
5. Ответственность за стабильность региона
В этих условиях решения, принимаемые руководством таких крупных и влиятельных стран региона, как Казахстан и Узбекистан, должны быть особенно взвешенными. От них во многом зависит безопасность и стабильность во всей Центральной Азии. Эти государства могут стать центрами притяжения и важнейшими элементами будущей архитектуры региональной безопасности.
Вопрос консолидации центральноазиатских стран поднимался еще после распада СССР. Первый президент Казахстана Нурсултан Назарбаев неоднократно говорил о необходимости более тесной интеграции, вплоть до возрождения идей Туркестанского союза. Однако на практике этот процесс идет медленно и сталкивается с множеством внешних и внутренних вызовов.
Пока что создания единого политического союза в регионе не происходит, и каждая страна продолжает балансировать между интересами крупных держав, выстраивая собственную траекторию развития.
Больше интересных статей здесь: Политика.
Источник статьи: Астана заигралась с Лондоном в «стратегическое партнерство», Кремль на это среагировал.