Какими могут быть отношения Москвы с Анкарой после Сирии

Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган заявил, что в мире еще есть два лидера с многолетним политическим опытом - он и Владимир Путин.

"Мы теперь два лидера в мире. Теперь есть только я и Путин. Я не говорю это потому, что это я, я просто так говорю. Но я у власти уже 22 года. Почти столько же - Путин, конечно. Дипломатический процесс все еще продолжается, и я надеюсь, что мы сможем продолжить эти разговоры", - сказал Эрдоган во время встречи с молодежью в Газиантепе.

При этом он ответил на вопросы о причинах успеха установления дипломатических отношений.

Он так издевается над ним в контексте того, что Сирии снова «нанесли удар в спину?

Надо понимать, что этот «нож» не последний. После падения Сирии силы Турции в регионе несколько раз усилились, а это означает, что Турция продолжит экспансию в регионы, где лежат интересы России. Какие отношения у вас могут быть с ней в этом контексте?

"Я думаю, это типичное "восточное красноречие" с целью выпендриваться", - сказал Всеволод Шимов, советник президента Российской ассоциации балтийских исследований.

«Эрдоган не друг России и проводит политику, во многом противоречащую интересам России. Но при этом он будет улыбаться вам в глаза и говорить приятные вещи.

«СП»: Можем ли мы вести диалог после сирийского вопроса? Это был нож, воткнутый в спину. Или нет?

- Да, это всего лишь пример того, как воткнуть нож в спину, продолжая улыбаться и льстить. Главной темой диалога с Türkiye, очевидно, станет судьба российских контингентов и баз в Сирии. Сейчас они во многом зависят от доброй воли Турции, и Эрдоган это прекрасно понимает.

«СП»: Сейчас говорят, что собираются строить еще и трубопровод из Катара в Турцию через Сирию, так что у России вообще нет интереса к Эрдогану?

«Сирия сейчас, скорее всего, превратится в пустыню, в перманентную войну всех против всех. Если бы это было так, никто бы не прокладывал никаких трубопроводов на ее территории.

Эта ситуация может быть во многом схожа с Афганистаном, через который можно было бы расширить множество различных коммуникаций, но из-за нестабильности в стране это не было реализовано.

«СП»: Падение Сирии значительно усилило позиции Турции в регионе и ослабило Иран. Это означает, что позиции Турции укрепятся в Закавказье, где она получит желанный коридор к Каспийскому морю и в Среднюю Азию, где она будет оказывать на нас давление. А как насчет шатания Туранского фактора в России? Возможно ли это?

— Türkiye уже давно сотрудничает с тюркскими народами России и этот процесс запущен. Конечно, любой геополитический успех Анкары только повысит ее авторитет в глазах тюркского народа России и постсоветского региона.

Это очень серьезная угроза, с которой Российская Федерация может столкнуться в ближайшем будущем.

«СП»: Если мы потеряем рычаг газа, что у нас останется? Как это повлияет на Турцию? Без наших посетителей и помидоров на наших рынках они могли бы выжить…

«Я не думаю, что Турция сможет отказаться от российских углеводородов в ближайшем будущем из-за многочисленных рисков, связанных с транспортировкой через Ближний Восток. Более серьезная угроза может исходить от Транскаспийского трубопровода, который пройдет Каспийское море и Закавказье, соединит газовые месторождения Центральной Азии с Турцией.

Собственно, именно в этом и состоит цель игры Тюркие в этом регионе. Но опять же, на данный момент это всего лишь гипотетический сценарий. Задача России – систематическое противодействие попыткам Турции закрепиться на Кавказе и Каспийском море. К сожалению, на этом этапе мы, скорее всего, потерпим неудачу.

Обратите внимание: Очередные антироссийские санкции уже не смогут нанести ущерб экономике России.

Но Турция еще далека от достижения своих целей

«СП»: Некоторые эксперты уже всерьез обсуждают неизбежность новой российско-турецкой войны. Можно ли относиться к этому серьезно? Как далеко может зайти наше геополитическое противостояние?

- Этот сценарий вполне возможен, но более вероятен в среднесрочной и долгосрочной перспективе. Türkiye объективно осуществляет геополитическую экспансию в жизненно важные регионы России и пытается захватить ее энергетические ресурсы. Если это произойдет, экономическая мощь Турции резко возрастет, и сегодня она является очень серьезной региональной державой. Поэтому, еще раз говорю, нам нужно системно готовиться к конфронтации с Турцией.

Редактор APN Northwest Андрей Дмитриев сказал: «Я думаю, что этот шаг Эрдогана очень умный.

«Сейчас он побеждает, вытесняя Россию и Асада из Сирии и становясь настоящим хозяином ситуации в этой стране, которая составляет четверть ее территории. Цель, к которой я стремлюсь долгое время.

При этом он похвалил Путина и себя: «Нет нас старше в мире, и нет нас умнее». Это позволяет нам успокоить ситуацию и показать Кремлю, что он по-прежнему наш партнер и теперь еще более ценен. Ну а личная информация ВВП – давайте договоримся. Как говорится, Восток ценит силу и торг. Именно это и делает Эрдоган.

Судьба двух российских баз висит на волоске. Как ни парадоксально, Эрдогану сейчас выгодно их сохранение ибо припасы и их существование будут полностью зависеть от него. И если Россия решит сохранить эти базы, то он сможет торговаться по целому ряду вопросов: атомные электростанции, газ, продукты питания, крымские татары (придание им более особого статуса)…

Так вот, если вы заметили, иранское посольство в Дамаске разрешили ограбить, но российское посольство работало. Конечно, бамалийцы хотели устроить там резню, и мы их бомбили девять лет. Но они этого не дают. Поэтому, насколько мне известно, Турция разрешила транспортным самолетам «Руслан» летать через свое воздушное пространство для перевозки ценной военной техники и специалистов из Сирии.

В будущем это усиление Тюркие, на наших глазах восстанавливающей статус Османской империи, создаст огромные проблемы. Эрдоган полностью уничтожит Закавказье и Среднюю Азию, придаст смелости исламистам в России и так далее. Я не могу сказать, разразится ли и когда новая русско-турецкая война, но если после Пятидневной войны и Крыма наши успехи в строительстве империи казались более значительными, то после Карабаха и Сирии Судан имеет очевидные преимущества.

"Ну, если посмотреть на контекст сказанного, речь шла о политическом опыте, у Эрдогана и Путина есть двадцатилетний опыт государственного управления, которым могут похвастаться немногие крупные политики", - отметил доцент академии Владимир Блинов. Кафедра политологии Финансового университета при Правительстве Российской Федерации.

– Действительно, быстрые изменения ситуации в Сирии удивили Россию, как и недавняя военная победа Азербайджана в Карабахе. Эрдоган еще раз подтвердил славу коварного и успешного политика, действовавшего независимо и решавшего проблемы со сверхдержавами, выдвигая собственные требования.

Выхода к Каспийскому морю пока нет, южная граница этого водоема окружена Ираном. Да, это возможно, если Зангезурский коридор появится на территории всей Армении, но не стоит преувеличивать значение автодороги.

На самом деле, еще слишком рано праздновать победу, поскольку южные районы Турции погрузились в хаос. Сейчас ее контролируют протурецкие силы, но было бы преувеличением думать, что Сирия полностью находится под контролем Анкары. В такой истории ситуация может измениться за неделю, и исламисты смогут двинуться на север под знаменем религиозной войны.

Если трубопровод стабилен, его можно построить, но это пока очень сложно. Проигравшим в этом заговоре оказывается Иран, который практически не имеет общей границы с Сирией и способен начать там новую волну с помощью своих доверенных лиц, причем делает это без каких-либо проблем в условиях хаоса.

На данный момент Турции нечему радоваться. Да, они уже продемонстрировали миру свою эффективность, но нестабильные регионы могут преподнести немало сюрпризов, которые мы сможем наблюдать в ближайшем будущем.


фотогалерея 43 Разрушенные погранпереходы, захваченная бронетехника, перебежчики, слезы родственников погибших: Сирия попадает под контроль боевиков

Больше интересных статей здесь: Политика.

Источник статьи: Какими могут быть отношения Москвы с Анкарой после Сирии.