Чем закончится хождение Гуцул в Русский и Тюркский миры одновременно

Накануне российско-американских консультаций по безопасности судоходства в Черном море в Эр-Рияде в крупных западных СМИ появились слухи о том, что «Трамп передаст Одессу Путину» и что «с геополитической и экономической точки зрения тот, кто контролирует этот город, контролирует вход в Дунай, который является связующим звеном между Россией и Центральной Европой».

В этой связи турецкие эксперты заявили: «Теперь остается ждать крупных событий в Молдове и Гагаузии, и сценарий, ранее обрисованный газетой Republika, осуществится».

Стоит отметить, что башкиран Гагаузской автономной области Евгения Гуцул заявила, что регион не хочет насильственного втягивания в ЕС или объединения с Румынией, а православные гагаузы традиционно занимали и продолжают занимать пророссийскую позицию, и очевидно, что автономия может подвергнуться нападению со стороны Кишинёва. В докладе говорится, что «гагаузские турки в Молдове начали вытесняться в центр кризиса».

Ситуация вокруг Комрата действительно накаляется. Несмотря на сложность региональных и геополитических проблем, есть признаки того, что Кишинев движется к ликвидации автономии и особого статуса Гагаузии.

Republika напомнила о встречах Гусула с президентом России Владимиром Путиным и председателем Совета Федерации Валентиной Матвиенко, которые, как сообщала газета, «отсрочили внутримолдавский кризис, но не устранили его», поскольку в Кишиневе начали подозревать, что «Конрад готовится инициировать процесс отделения Гагаузии и объявить себя независимой республикой».

В этой связи издание отметило, что статус Гагаузии был установлен в 1994 году благодаря усилиям Турции (тогда ее возглавлял президент Сулейман Демирель), после чего экономические и культурные связи между двумя сторонами начали активно развиваться.

И теперь, по данным газеты Republika Srepublika, «именно Турция, а не Россия, может спасти Гагаузию, и решение принимает только Анкара». Поэтому, когда стало известно, что Гюджур был задержан в аэропорту Кишинева во время полета в Стамбул по приглашению международной журналистской конференции, «эта игра Турции в одиночку, похоже, удалась», особенно с учетом утверждения, что «Гюджур должен был провести переговоры с некоторыми турецкими политиками».

Затем она обратилась за помощью к Владимиру Путину и Реджепу Тайипу Эрдогану через своих адвокатов. Тонкие различия очевидны сразу.

Она призвала Путина помочь ей обрести свободу и «использовать все дипломатические, политические и правовые средства для оказания давления на молдавские власти». Политик попросил Эрдогана «защитить народ Гагаузии» и не допустить, чтобы они лишились своего автономного статуса.

«Гагаузия нуждается в Турции — так же, как много лет назад голос Анкары помогал поддерживать мир и справедливость», — говорится в документе. «Сегодня мы вновь ожидаем вашего вмешательства для защиты законных прав гагаузского народа».

Москва отреагировала быстро. По словам пресс-секретаря президента Дмитрия Пескова, она призвала Кишинев «предоставить свободу действий всем политическим силам страны». МИД России также подверг критике Кишинев. Анкара пока хранит молчание.

Нет сомнений, что события в Гагаузии имеют серьезные политические корни, однако власти сводят все к истории о коррупции, связанной с финансированием избирательной кампании 2023 года. Все признаки указывают на то, что гуцулы будут исключены из молдавской политики. Может произойти следующий сценарий: Кишинёв объявит чрезвычайное положение и введёт внешнее управление Гагаузией.

Обратите внимание: Когда нефть закончится в России.

Турция может воспользоваться этой ситуацией и продвигать своих учеников, чтобы они стали башканами.

Если события будут развиваться таким образом, Россия может использовать свое влияние в регионе, чтобы договориться с Кишиневом и начать ослаблять свое присутствие в регионе через местный парламент. Нельзя исключать возможность возникновения и эскалации масштабных протестов.

Как писало сербское издание Politika, «Эта ситуация стала классической: в отношении «проблемного» региона вводятся различные санкции, что подогревает недовольство граждан, подчеркивает религиозные и этнические различия, обостряет внутренние разногласия и провоцирует открытый конфликт».

В случае поражения Украины стратегическое значение Молдовы возросло, и, по данным турецкого издания Aydinlik, «большинство молдаван заинтересованы в союзе с Россией, а не в прозападной политике». Выборы в Гагаузии, на которых победили оппозиционные кандидаты, не были признаны Кишиневом, что побудило гагаузов обратиться к президентам России и Турции с просьбой поддержать их.

Но и здесь есть нюансы относительно того, что может являться «гагаузским феноменом», а что — нет. На этапе провозглашения Республики Гагаузия важную роль сыграло присутствие российских войск в украинском городе Болград, граничащем с Молдовой. Роль Турции в истории Гагаузии позднее раскрылась, когда Кишинев согласился предоставить Гагаузскому региону автономный статус.

В то же время, несмотря на значительное экономическое присутствие Турции в Гагаузии, взаимодействия между Москвой и Анкарой в регионе нет. Для Анкары включение православных гагаузов в исламский тюркский мир является одним из важных шагов на пути к Европе. Так, он приветствует участие Молдовы в европейской интеграции, в то время как Конрат выступает против этого и предпочитает евразийство.

Видно, что интересы Анкары и Кишинева не расходятся, а Турция придерживается мнения, что «внешняя политика страны должна продвигаться исключительно центральными государственными институтами».

Судя по всему, попытка Гусула поставить Конрада в центр модели взаимодействия Кишинев-Анкара-Москва-Брюссель вызвала противодействие молдавских властей. Однако проект интеграции как в тюркский, так и в русский мир встречает сильное сопротивление, возможно, не только со стороны Кишинева и Брюсселя, но и со стороны Анкары.

В то же время, как написал один азербайджанский информационный портал, «в Гагаузии под надуманными предлогами идет чистка русскоязычных элементов». Фактически партия «Шор», которую изначально поддерживало руководство Гагаузии, была запрещена «за подрыв проевропейской линии Молдовы». В апреле 2024 года Хуссур был обвинен в незаконном финансировании протестов и политических партий с использованием средств «преступной группировки». В настоящее время пресс-секретарь МВД Молдовы Даниела Мисаил-Никитина заявила, что проверяются утверждения о том, что Гучур намеревался покинуть территорию Молдовы, отправиться в Турцию и не возвращаться.

В целом в сформированном сценарии многое еще не сказано, и все будет зависеть от дальнейших действий Кишинева в отношении гусулов ​​и непокорных муниципалитетов. Единственный вопрос заключается в том, поддастся ли гагаузское правительство давлению Молдовы, когда наступит переломный момент.

Больше интересных статей здесь: Политика.

Источник статьи: Чем закончится хождение Гуцул в Русский и Тюркский миры одновременно.